Как проводятся кадастровые работы в отношении земельных участков в 2021 году

С 16.09.2021 официально вступает в силу 150-ФЗ от 17.06.2021, который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц или государства. Какие изменения ждут собственников земли с 16 сентября, как надо поступить, чтобы узаконить и оформить излишки земли в собственность в 2021 году рассмотрим более подробно.

Как делаются комплексные кадастровые работы

Так как 150-фз вносит изменения в порядок комплексных кадастровых работ, уточним, что это за работы и кто их проводит.
Согласно закону о кадастровой деятельности, комплексные кадастровые работы проводятся на территории целого квартала с целью приведения сведений о землях и строениях к актуальности
. Проведение комплексных кадастровых работ в обязательном порядке включает в себя межевание всех участков в квартале. Эти работы происходят за счет госбюджета и по инициативе местных органов власти. Граждане оповещаются заранее о проведении таких работ.

С 16 сентября кадастровые работы будут проводиться по упрощенной схеме

Что поменялось с принятием 150-ФЗ? Владимир Путин, подписав закон, внес изменения сразу в два основных законодательных акта о кадастре: 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Изменения касаются порядка проведения комплексных кадастровых работ и оформления излишков земли в собственность:

  1. Изменился порядок проведения комплексных кадастровых работ: ранее необходимым условием для проведения комплексных кадастровых работ было наличие проекта межевания территории. С введением нового закона – если проект межевания отсутствует, то кадастровые инженеры могут использовать технические паспорта, оценочную и иную документацию, которую готовили ранее органы БТИ. Таким образом порядок организации кадастровых работ упростился.
  2. Учтены интересы собственников земельных участков, попадающих на территорию комплексных кадастровых работ: кадастровый инженер при выполнении своих обязанностей предоставляет собственнику земельного участка, на котором необходимо провести измерения, муниципальный контракт на комплексные работы и документы, удостоверяющие личность.
  3. Новый закон увеличил сроки регистрации карты-плана территории в Росреестре с 5 дней до 15.
  4. Основные изменения, которые коснулись десятипроцентной прирезки земельного участка к уже существующему. На этом пункте остановимся подробнее.

Новый закон о 10 процентах площади земельного участка – оформляем излишки земли

С принятием 150 -ФЗ возникает искусственный ажиотаж вокруг бесплатного межевания земельного участка и присоединения дополнительной площади в размере 10 процентов. Дело в том, что 150-ФЗ действительно говорит о том, что если ваш земельный участок имеет площадь по факту больше чем площадь, зарегистрированную в ЕГРН и при ходе выполнения комплексных кадастровых работ это обнаружилось – тогда, соответственно кадастровый инженер – исполнитель комплекса работ, подает в Росреестр сведения о вашем участке с новыми координатами. Но все это происходит только в том случае, если участок подпадает под комплексные кадастровые работы. Если же кадастровые работы не проводятся, тогда осуществить увеличение площади земельного участка возможно за счет так называемой прирезки.
Эта возможность существовала и ранее, до принятия 150-ФЗ, она закреплена пунктом 3, статьи 42.8 221-ФЗ:

Допустимые параметры увеличения (уменьшения) площади земельного участка, которые учитываются при уточнении границ:

  • участок не должен быть меньше чем на 10 процентов, от площади, указанной в ЕГРН;
  • допускается изменение площади участка в большую сторону, но без превышений размеров:

а) на предельно минимальную площадь, установленную местными властями;
б) если не установлен минимальный размер участка- то не более 10 процентов от площади земельного участка, указанной в ЕГРН.

Как увеличить земельный участок за счет прилегающей территории в 2021 году и оформить излишки земли за счет прирезки более подробно мы описывали в статьях: «Прирезка земельного участка в 2021 году» и «Перераспределение земельных участков».

Новый закон 150-ФЗ от 17.06.2021 говорит не только о возможности увеличить площадь участка, но и о том, что новые границы, установленные при проведении комплексных кадастровых работ, могут быть уменьшены. Это происходит тогда, когда в Росреестре есть сведения о вашем участке, которые не совпадают с фактическими данными (идет наложение границ на другой участок и др.). Когда несовпадения незначительные (до 10% от общей площади участка), тогда по закону в ЕГРН вносятся сведения, согласно новой изготовленной документации о комплексных кадастровых работах, при этом мнение собственника никто не спрашивает. Однако, когда несовпадения будут более чем 10 процентов, тогда новые границы обязательно необходимо согласовать с собственником и акт согласования вместе с пакетом документов отдать в Росреестр. Если такого акта нет – тогда Росреестр приостанавливает рассмотрение документации.
Приятная новость, что в соответствии с новым законом при проведении кадастровых работ можно совершенно бесплатно не только увеличить свой земельный участок, но и стать обладателем отмежеванного участка
. О том, как это сделать читайте в статье: «Межевание земельных участков в 2021 году бесплатно».
Таким образом, в 2021 году Владимир Путин официально разрешил россиянам бесплатно оформить излишки земли (до 10 % от общей площади земельного участка) в собственность, на территории, где проводятся комплексные кадастровые работы. Осталось только выяснить где и когда эти комплексные кадастровые работы будут проводиться и кто станет счастливым обладателем бесплатного оформления.
О том какие еще существенные изменения произошли в земельном законодательстве читайте в статье: «Продление дачной амнистии до 1 марта 2021, новый закон 267-ФЗ от 02.08.2021».

Главная → Юридическая консультация → Ответы на частые вопросы (FAQ) → Условия и порядок оформления самовольно занятых земель — с 16 сентября 2021 года

Содержание

  1. Признаки самовольного использования земли
  2. Законодательные изменения — 2021
  3. Комплексные кадастровые работы (ККР)
  4. Условия и порядок оформления самовольных «прирезок» земли
  5. Установление границ земельных участков (ЗУ)
  6. Новый порядок согласования общих границ ЗУ
  7. Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР
  8. Исправление реестровой ошибки

Признаки самовольного использования земли

Самовольное занятие земельного участка — одно из распространённых земельных правонарушений. В юридическом понимании самозахват — нелегальное владение «не своим участком» без разрешений и документов, доказывающих полномочия владельца надела по его распоряжению.
 
Отсутствие договора купли-продажи или аренды, свидетельства о наследовании, постановления суда, решения органа власти о предоставлении земли, иных правоподтверждающих документов становится фактом, устанавливающим самовольное владение земельным участком (ЗУ).
 
Правонарушения с признаками самовольного пользования землёй:

  • эксплуатация по истечении срока действия документов (например, договора аренды)
  • оборот по нецелевому назначению (на участке ведётся иная деятельность, чем та, что установлена при его регистрации)
  • произвольное изменение границ ЗУ для увеличения его площади (самозахват)
  • ведение на участке неузаконенного предпринимательства 

За самовольное занятие земли законодательством предусмотрены меры наказания её владельцев. Их суть изложена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Некоторые правонарушения могут повлечь изъятие участков и даже уголовную ответственность.


Законодательные изменения — 2021

 
16 сентября 2021 года вступили в силу изменения в Федеральных законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости», выполненных на основании закона  № 150-ФЗ от 17.06.2021. Внесённые изменения упростили проблемы с самовольным захватом земель и их оформлением, согласованием границ ЗУ, выявлением и исправлением допущенных кадастровых ошибок при регистрации объектов недвижимости в ЕГРН.
 
Законодательно отлажено решение следующих вопросов:

  • регулирование процесса согласования общих границ земельных участков
  • оформление незаконных излишков земли с корректировкой границ существующих наделов при установленных законом условиях и порядку
  • исправление реестровых ошибок в описании границ земельного участка   

Возможные конфликтные моменты, возникающие в перечисленных ситуациях, с удобными способами их разрешения устраняются по итогам комплексных кадастровых работ (ККР), проводимых на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов и охватывающих все земельные участки в них.

Комплексные кадастровые работы (ККР)

Исполнители комплексных кадастровых работ — кадастровые инженеры (индивидуальные предприниматели, юридические лица), с которыми заключён государственный или муниципальный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ (статья 42.3 ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Выполняются ККР за счёт бюджетных средств по заказу:

  • органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
  • органов местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах)

В течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ информация о их проведении публикуется в открытых источниках: на сайтах органов госвласти или местного самоуправления.

В извещение включаются следующие сведения:

  • номер кадастрового квартала (нескольких смежных кадастровых кварталов), в границах которого будут выполняться ККР
  • данные государственного (муниципального) контракта на выполнение ККР
  • данные заказчика ККР
  • данные исполнителя ККР
  • права и обязанности правообладателей объектов недвижимости, расположенных на территории ККР

ККР могут проводиться без утверждённого проекта межевания территории (ПМТ), если его разработка не требуется по Градостроительному кодексу РФ, чем исключаются лишние бюджетные траты, но его обязательность установлена для следующих земель:

  • ЗУ, занятых территориями и объектами общего пользования в границах садоводческих, огороднических товариществ
  • ЗУ под площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами общего пользования, другими объектами (территориями) общего пользования
  • ЗУ, на которых расположены многоквартирные дома
  • ЗУ, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на земельные участки с/х назначения
  • ЗУ, занятых зданиями, сооружениями (за исключением линейных объектов) 

ККР для лесных участков выполняются при наличии проектной документации, подготовленной в соответствии с лесным законодательством.

 
Кадастровые работы проводятся для уточнения границ земельных участков, зданий, сооружений, незавершённого строительства, обеспечения справедливого налогообложения. При ККР выявляются и устраняются случаи пересечения границ, ошибки в реестре.

К задачам ККР относится и выявление незаконной недвижимости:

  • земельные участки:
    • при отсутствием сведений о них в ЕГРН
    • при владении их лицами, не имеющими на то правоподтверждающих документов
  • здания, сооружения, незавершённое строительство:
    • при отсутствии сведений о них в ЕГРН
    • при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов у лиц, эксплуатирующих строения или занимающихся их строительством

Отчёты по ККР в виде карты-плана территории со сведениями о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершённого строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, необходимые для внесения в ЕРГН, направляются:

  1. заказчику комплексных кадастровых работ
  2. в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, занимающийся государственным земельным надзором 


Условия и порядок оформления самовольных «прирезок» земли
 

Не стоит надеяться на увеличение площади имеющегося в собственности земельного надела «до бесконечности» за счёт самовольно занятых соток и оформление их в собственность.
 
Узаконить захваченные участки можно при одновременном выполнении следующих условий:
 

  1. излишком земли «захватчик» пользуется не менее 15 лет
  2. органы власти не предъявляют претензии к «захватчику» и с владельцами смежных участков у него нет споров по границам участков
  3. площадь «прирезаемой» территории не должна превышать предельную минимальную площадь земельного участка, установленную в муниципалитете:
    • если минимальный норматив площади ЗУ не установлен, то оформить право собственности можно только на часть земельного излишка, составляющую не более 10% площади основного участка, находящегося в законной собственности
  4. площадь основного участка не должна быть меньше той его площади, что зарегистрирована в сведениях ЕГРН, более чем на 10%  

Владелец участка вправе оформить в собственность излишек земли в самостоятельном порядке. Для этого ему необходимо за свои средства выполнить межевание занимаемой им территории и передать в Росреестр полученные материалы для государственной регистрации новых границ участка.

Бесплатный официальный способ регистрации излишков земли — ожидание итогов комплексных кадастровых работ. Он исключает траты на межевание. Оформление увеличенного участка выполнит Росреестр по заявлению органа власти, получившего результаты ККР. 

Установление границ земельных участков

При отсутствии в исходных документах на основной участок, находящийся в собственности, сведений о расположении границ, они закрепляются по тем объектам природного или искусственного происхождения, что существуют на местности не менее 15 лет.

 
В ходе ККР может выясниться, что площадь участка превышает площадь, зафиксированную в ЕГРН:

  1. на величину больше, чем предельный минимальный размер ЗУ
  2. более чем на 10% (для ситуаций, когда предельный минимальный размер ЗУ не установлен)

Исполнитель комплексных кадастровых работ при этом обязан:

  1. установить расположение границ земельного участка и включить сведения о нём в проект карты-плана территории
  2. подготовить информацию о возможном образования земельных участков на территории выполнения ККР

Информация об образуемых земельных участков содержит:

  • кадастровые номера исходных участков
  • сведения о способе образования
  • данные:
    • о расположение границ
    • о площади
    • о ВРИ участков

Если результат ККР показал, что площадь ЗУ меньше на 10 %, чем указана в сведениях в ЕГРН, исполнитель ККР обязан:

  1. внести сведения об участке в карту-план территории
  2. получить письменное подтверждение правообладателя ЗУ о согласии с результатами комплексных кадастровых работ (согласие входит в состав приложения к карте-плану территории 

Новый порядок согласования общих границ ЗУ

Законодательным новшеством стало право кадастровых инженеров получать из ЕГРН информацию, необходимую для геодезических и кадастровых работ, например технические паспорта и контактные данные владельцев недвижимости. Это мера по снижению рисков землепользователей при межевании, проводимом для уточнения границ, и  обязательном согласовании границ со смежными землепользователями.

 
Порядок согласования границ стал удобным:

  • для установления границ землепользователю нужно обратиться к кадастровому инженеру
  • кадастровый инженер определяет координаты границ ЗУ и проводит их согласование, выбрав один из способов:
    • с каждым владельцем смежного участка
    • на общем собрании заинтересованных лиц, отправив им почтовое или электронное сообщение не позднее, чем за 30 дней до собрания

Если кадастровый инженер не сумел найти адрес смежника, то адресованное ему извещение публикуется в местной прессе, а значит, владелец смежного участка оповещён о собрании. Отсутствие возражений с его стороны, неявка на собрание — это согласие с границами земельного участка соседа, а само согласование может состояться без личного участия смежника.

В случае несогласия с границами ЗУ смежники в течение 15 дней после получения извещения направляют свои возражения кадастровому инженеру. Он фиксирует их в акте согласования и включает акт в материалы межевого плана. Если возражения обоснованные, то орган регистрации прав приостановит оформление границ. Разрешение споров далее будет вестись в суде, а кадастровый инженер, проводивший межевание, может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.

Владельцам участков нужно внести в государственный реестр недвижимости достоверные контактные сведения (почтовый или электронный адрес), отправив заявление через любой офис МФЦ. Эта несложная предострожность — залог получения вовремя уведомления об общем собрании, личного присутствия при замерах спорных границ, чем можно предотвратить ошибки при их установлении и сложные судебные разбирательства.
 

Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР

Правообладатели недвижимости, находящейся на территории комплексных кадастровых работ, не вправе препятствовать их выполнению и обязаны обеспечить в установленное графиком время доступ к объектам исполнителю комплексных кадастровых работ.

Они могут предоставить кадастровому инженеру, непосредственно выполняющего кадастровые работы, имеющиеся по объектам документы и потребовать документы, подтверждающие полномочия исполнителя работ:

  • заверенную копию государственного или муниципального контракта, по которому ведутся ККР
  • справку с места работы кадастрового инженера о том, что он сотрудник юридического лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт
  • документ о внесения сведений о кадастровом инженере как об индивидуальном предпринимателе или копию такого документа
  • документ, удостоверяющий личность кадастрового инженера

Исправление реестровой ошибки

Реестровая ошибка — искажение фактической информации в сведениях об объекте собственности, воспроизведенное в ЕГРН. Она может быть в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории, акте обследования.

Причинамия появления реестрровой ошибки становятся:

  • ошибки кадастрового инженера, допущенные им при выполнении кадастровых работ (например, при межевании земельного участка или при определении площади здания, из-за чего границы земельного участка могут пересекать границы другого, площадь здания не соответствовать фактической площади и т.д.)
  • неточности и искажения в документах и уведомлениях, направленных в орган кадастрового учёта в порядке межведомственного информационного взаимодействия

Ранее исправление реестровых ошибок было проблематичным и длительным. Новый закон упростил эту процедуру и в 2 раза уменьшил время, отведённое на исправление недочётов.

Для исправления реестровой ошибки орган регистрации прав наделён новыми полномочиями по выезду на местность для определения фактических координат земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства и для внесения их в ЕГРН без согласия правообладателя:

  • исправление проводится в случае, когда оно не вызовет прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права на объект недвижимости
  • срок исправления ошибки составляет 3 месяца
  • собственник недвижимости по заявлению вправе продлить срок исправления на 3 месяца
  • после исправления реестровой ошибки орган регистрации прав обязан сообщить правообладателю о выполненных изменениях по его объекту
  • правообладатель вправе оспорить в суде решение по исправлению  ошибки, если он не согласен с тем, как она была исправлена

Итоги

К законодательным нововведениям нельзя относиться как к простому способу быстрого увеличения площади земельных участов. Они коснутся только части из них. Заслуга федерального закона № 150-ФЗ в том, что установленный им упрощённый порядок выполнения комплексных кадастровых работ благотворно скажется на положении собственников земельных участков.

Серьезные экономические проблемы страны вынуждают власти предпринимать меры для увеличения поступлений денежных средств в бюджет. А одним из важных источников такого пополнения являются налоги. В связи с чем, Министерство финансов в 2021 году разработало программу по выявлению неучтенных земельных участков, а также незарегистрированных на них строений.

Рассмотрим подробнее, что хочет сделать Минфин и что следует учесть владельцам земельных участков.

Кто попадет под проверку

В 2021 году встал вопрос по поводу того, что многие земельные участки являются неучтенными, следовательно, налог на такие участки не начисляется. На участках могут находиться незарегистрированные строения, с которых тоже нужно платить налог. В связи с чем, такие участки необходимо проверять.

Стоит отметить, что контроль уже осуществляется достаточно давно, однако, под проверку попадает малая часть земельных участков. Таким образом, Минфином и были разработаны следующие мероприятия, которые позволят усилить проверку земельных участков.

При этом, как было отмечено в Минфине, под проверку попадут все владельцы земельных участков.

Таким образом, если у гражданина на праве собственности есть земельный участок, то ему однозначно стоит готовиться к такой проверке.

Как будут проверять и за чей счет

Вернемся к вопросу, каким образом будет проводиться проверка, которая затронет практически все земельные участки.

В первую очередь будет проводиться топографическая аэрофотосъемка, а также спутниковая съемка местности.

После чего из полученной съемке будут выявляться объекты (земельные участки и найденные на них строения). Далее, полученные данные будут сверяться с информацией, которая имеется в Росреестре. Если выявятся противоречия, то в таком случае проведут более тщательную проверку.

Также будут активизированы кадастровые работы с целью уточнения границ земельных участков. В случае, если будут обнаружены ошибки, то они будут устраняться.

Беспокоиться в данном случае стоит тем, у кого размер земельного участка заметно больше, чем по официальным границам, ведь налог собственник платит меньше.

Также в Минфине указывают на то, что у льготников по документам участок в 600 квадратных метров, что дает им право не платить налог, а по факту размер участка значительно больше.

Если в ходе проверки обнаружатся незарегистрированные объекты капитального строения, то они будут подлежать постановке на кадастровый учет.

Что касается финансирования, многих интересует вопрос, кто будет нести расходы на данные мероприятия.

Как указал Минфин, расходы будут нести местные власти. Владельцев земельных участков расходы не коснутся, однако со стороны собственника земельного участка не должно быть никаких препятствий при осуществлении проверки.

Что может измениться для владельцев земельных участков

В первую очередь, при наличии несоответствий владельцам

придется дополнительно платить налог

. Если будут выявлены незарегистрированные строения, то после постановки их на учет в Росреестр, возникнет обязанность по уплате налога. Такую основную цель и преследует Минфин.

Также в случае нарушений могут быть назначены штрафы, например в случае самозахвата, без надлежащего оформления (минимум штраф – 2021 рублей), использование земель не по назначению (штраф от 10 тысяч рублей) и т.д.

При этом, если в результате проведенных исследований будет выявлен объект капитального строения, то его можно будет поставить на кадастровый учет без соответствующего заявления владельца.

Далее Росреестр сможет передать данные об объекте, который находится на кадастровом учете, но не зарегистрирован. В таком случае постройка может быть признана бесхозной и зарегистрирована администрацией. Вернуть такую постройку можно будет путем выкупа ее у администрации, т.е. понеся дополнительные расходы.

Таким образом, подобные меры направлены на увеличения налогооблагаемой базы и привлечения дополнительных денег.

По новому закону межевание участка в 2021 году является обязательной процедурой, без проведения которой владелец земли не может реализовать какой-либо вид гражданско-правовых договоров. Это означает, что без внесения данных об участке в государственный реестр с четким указанием его границ, собственник не может его продавать, дарить, передавать по наследству, сдавать в аренду и пр.

Преимущества процедуры

Межевание – это вид кадастровых работ, в процессе которых происходит замер земельного надела с указанием его координат на местности. Полученные данные вносятся в государственный реестр недвижимости. Межевание направлено на определение и закрепление за владельцем границ принадлежащей ему территории. Это позволит исключить конфликты и судебные иски относительно размеров участка.

Если после проведения замеров площадь окажется больше, чем указано в документации, то существует возможность увеличить ее до фактической. Это предусмотрено федеральным и региональным законодательством. Если же фактическая площадь окажется меньше, то этот факт также можно будет документально подтвердить, чтобы не переплачивать земельный налог.

После проведения процедуры межевания указанная площадь будет официально закреплена в государственном реестре, а ее границы будут охраняться законом.

Документы

Для того, чтобы начать процедуру межевания, прежде всего, земельному участку необходимо присвоить кадастровый номер. Первичная регистрация проводится один раз и если ранее она уже выполнялась, повторять ее не нужно. При этом номер закрепляется за земельным наделом навсегда.

Если кадастрового номера нет, то владельцу надела необходимо обратиться в МФЦ или Росреестр с целью его присвоения. Для этого потребуются следующие документы:

  • удостоверение личности (гражданский паспорт);
  • свидетельство о владении землей.

Как только участок будет поставлен на учет и ему присвоят номер (что подтверждается соответствующим документом), можно продолжать кадастровые работы. Их должен выполнять кадастровый инженер, который произведет все необходимые замеры и  подготовит документы для внесения данных в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). От владельца потребуются следующие основные документы:

  • удостоверение личности (гражданский паспорт);
  • свидетельство о владении землей;
  • СНИЛС.

Дополнительно может возникнуть необходимость в получении различных справок (например, из местной администрации), что устанавливается в индивидуальном порядке.

Заказчиком кадастровых работ межевания может быть любое заинтересованное лицо – владелец, покупатель земли и даже сосед. Однако, согласовывать полученный план с установленными границами, а также подавать его в соответствующие органы для регистрации может только владелец.

Если владелец в силу каких-либо причин не может заниматься оформлением документации, все требуемые процедуры могут быть произведены через третье лицо. У него должна быть нотариально заверенная доверенность, которая подтверждает, что он действует от имени хозяина земельного надела.

Алгоритм действий

Поэтапная процедура межевания земельного участка после 1 января 2021 года имеет следующий вид:

  • Шаг 1. Владелец надела обращается в организацию, которая занимается кадастровой деятельностью. Перед подписанием договора о проведении работ следует проверить наличие лицензии у организации и действующего аттестата у инженера, что можно сделать через официальный сайт Росреестр и разделе «Реестр кадастровых инженеров».
  • Шаг 2. Инженер выполняет замеры участка и определение координат. Предварительно необходимо подговорить участок (убрать лишние предметы, освободить доступ к забору и пр.), чтобы инженер мог беспрепятственно проводить работы.

  • Шаг 3. Сравнение измерений с данными в публичной кадастровой карте. Если границы надела, которые нанесены на карту, не соответствуют тем, которые были получены инженером при выполнении работ, их можно оспорить в суде. В этом случае владелец может начинать судебную тяжбу или согласиться с предлагаемыми результатами.
  • Шаг 4. Согласование общих границ земельного надела с соседями. Данная процедура должны быть произведена с теми хозяевами, чьи участки не значатся в публичной кадастровой карте. Соседи должны подписать акт, где указаны соответствующие границы, а также указать свои паспортные данные. Если найти соседей не представляется возможным, согласование можно выполнить через публикацию в местной газете.
  • Шаг 5. Инженер формирует кадастровое дело в электронном виде, в котором будут скан-копии всех необходимых документов и межевой план. Информация записывается на CD-диск для предоставления в Росреестр.
  • Шаг 6. Владелец передает полученные от инженера данные в МФЦ или Росреестр.

После рассмотрения дела хозяин получает выписку из ЕГРН с утвержденными границами. Участок наносится на кадастровую карту, что можно проверить на официальном сайте Росреестра.

В случае наличия каких-либо неточностей, об этом сообщают заявителю, а рассмотрение дела приостанавливают. Инженер должен внести указанные правки, после чего исправленное дело вновь отправляется на проверку. Инженер сопровождает ведение дела до получения положительного ответа.

Стоимость

Процедура оформления документов обойдется примерно в 20 тысяч рублей (если имеется в виду обычный дачный участок). Для владельцев больших наделов цена может составлять около 40 тысяч. В стоимость будут входить услуги кадастрового инженера, госпошлина, получение справок и прочие непредвиденные расходы.

Бесплатно могут проводить межевание собственники тех участков, которые не внесены в кадастровый реестр. В этом случае расходы берут на себя  местные органы управления. Инициатором может выступить сам владелец или председатель дачного кооператива, чтобы выполнить комплексное межевание границ.

Также, на предоставление бесплатных услуг могут рассчитывать жители некоторых регионов, которые вошли в Федеральную целевую программу развития единой системы кадастрового учета. Программа финансируется из федерального бюджета. В 2021 году ей могут воспользоваться жители Крыма, Мордовии, Камчатки, Якутии и других регионов.

Уточнить возможность бесплатного оформления межевания в индивидуальном порядке можно в местном отделении Росреестра, отправив запрос по почте, по факсу, или заполнив специальную форму на официальном сайте.

Как межевать участок в 2021 году: видео

Читайте также:

  • В 2021 году усилится проверка владельцев земельных участков
  • С 1 января 2021 года участки будут делить на огородные и садовые
  • Как легализовать постройку на даче с 2021 года?

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

13.06.2021

Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации» одобрен Советом Федерации.

Подготовленные Минэкономразвития России поправки в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» позволят снять барьеры при выполнении комплексных кадастровых работ. В частности, исключается требование о подготовке проекта межевания территории во всех случаях выполнения комплексных кадастровых работ. Это существенно сэкономит бюджетные  средства. А там, где это оправдано и предусмотрено Градостроительным кодексом, например, на территории, занятой многоквартирными домами, проект межевания будет разрабатываться и дальше.

Важной новацией является возможность в результате комплексных кадастровых работ оформить излишки площадей земельных участков. Часто площадь фактически используемых земельных участков превышает площадь, указанную в ЕГРН, более чем на 10% или на минимальный размер.

Проектом также предусмотрены правила устранения ошибок в местоположении границ земельных участков и административных границ силами Росреестра.

Результаты комплексных кадастровых работ позволяют местным органам власти повысить эффективность управления территориями, вносить в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах ранее учтенных земельных участков, таким образом сократить количество земельных споров и защитить права собственников.

«Закон выгоден как гражданам, так и государству. Если в ходе проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что гражданин использует большую площадь земли, чем это предусмотрено документами, закон дает ему возможность оформить такие излишки. С момента начала выполнения комплексных кадастровых работ  в 2021 году площадь земельных участков, учтённых в реестре недвижимости в результате таких работ, увеличилась на 20%. Проведение комплексных кадастровых работ позволяет органам власти обеспечить справедливое налогообложение на своих территориях», – заявила заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко.

Проект закона был разработан по инициативе Минэкономразвития России в результате анализа итогов выполнения комплексных кадастровых работ в 2017-2018 годах на территории 16 регионов. В законопроекте также учтены предложения субъектов Российской Федерации по доработке федерального закона «О кадастровой деятельности».

В 2021 году такие работы выполнялись в 13 регионах: республиках Башкортостан, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, Забайкальском, Камчатском, Пермском, Хабаровском краях, Амурской, Вологодской, Псковской областях, городе Севастополе. В 2021 году работы будут проведены в 33 субъектах Российской Федерации с объемом финансирования из федерального бюджета в размере 205 млн рублей.

Популярность комплексных кадастровых работ растет. На 2021 год в Росреестр поступили заявки от 46 субъектов Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: