Нюансы Постановления о предоставлении земельного участка в собственность

Иногда возникает необходимость в получении земли. Это выглядит, на первый взгляд. достаточно сложной проблемой. Как поступить? С чего начать? Вникнем глубже в эту тему. А когда может возникнуть потребность в дополнительном участке? Для чего, скажем, отдельной организации, может понадобиться дополнительная территория?

Приведём некоторые примеры:

  1. Строительная организация получает участок, на котором строит многоквартирный дом.
  2. Промышленное предприятие на полученном участке планирует построить новый цех.

Если говорить о физических лицах, то речь, например, может идти о таких ситуациях:

  1. Построить новый дом для семьи.
  2. Построить дачу.
  3. Получить землю для огорода.

Разумеется, приведённые примеры не исчерпывают всех возможностей. Прежде всего необходимо предоставить заявление в гос. органы. При благоприятном решении земля будет предоставлена.

Что представляет собой постановление о выделении участка

В соответствии с действующими законами, гражданин или организация имеет полное право на то, чтобы претендовать на получение земли для различных целей. Департамент имущественных отношений имеет соответствующие полномочия, но, чтобы приступить к рассмотрению такого вопроса, нужно предоставить соответствующее заявление.

Если результат рассмотрения будет благоприятным, то соответствующий документ будет основанием для передачи участка:

  1. Для того, чтобы получить в собственность.
  2. Для пользования.
  3. Согласно заключённому договору аренды.

Передача земли может быть осуществлена на безвозмездной или возмездной основе на определённый срок или бессрочно.

Мнение эксперта

Роман Эфремов

Стаж 5 лет.
Специализация: все сферы юриспруденции.

Как получить землю от государства?

Действующие нормы закона устанавливают, что передача земельных наделов гражданам или юридическим лицам во временное или постоянное пользование осуществляется при условии, что земля изначально находится в собственности государства или муниципалитета.

При этом выбрать подходящий участок заявитель в большинстве случаев не имеет возможности. Это объясняется тем, что все земли, состоящие на балансе государства, относятся к различным категориям. Часть земель не могут быть переданы в собственность гражданам и юридическим лицам (разработки природных ископаемых, зоны национального достояния, территории заповедников и природных парков и т.д.).

Если земля не обременена запретами и ограничениями, заинтересованный пользователь может получить ее несколькими способами:

  • участие в аукционе;
  • проведение процедуры определения земельных территорий и формирование нового участка;
  • заключение с муниципальным органом договора об аренде конкретной территории. Для этого потребуется определить границы надела, оформить кадастровую документацию.

Наиболее распространённый вариант связан с арендой земель у государства или муниципалитета с последующей возможностью приватизации. Однако тут имеются некоторые нюансы. В зависимости от категории земель, потребуется пользоваться ресурсами согласно целевому назначению. Если в течении 5 лет земля простаивает, арендатор не обрабатывает её, не использует по назначению, государство вправе отобрать землю, расторгну контракт о долгосрочной аренде.

При оформлении земельного участка от государства нужно помнить о некоторых ограничениях. Законодатель устанавливает допустимые пределы по размеру участков. В среднем по России невозможно получить земельный надел более 15 соток (для ИЖС) и 25 соток (для обустройства дачи, огорода или фермерского хозяйства).

Все процедуры, связанные с оформлением, переоформлением, составлением арендного договора и т.д. являются платными. При этом государство требует, чтобы все расходы были возложены на лицо, желающее получить земельный участок. Это означает, что гражданин, выразивший желание получить от государства земельный участок, добровольно возлагает на себя обязанность по несению всех финансовых затрат на составление и сбор документов, внесение платы по налоговым требованиям.

Законодательная база

Законны РФ обеспечивают возможность получения земли как отдельными людьми, так и организациями. Эта процедура определяется на основании содержания ст. 30 в ЗК. Здесь имеются в виду те участки, которые состоят в муниципальной или гос. собственности.

Существуют два основных варианта этой процедуры:

  1. Для конкретного участка.
  2. Конкретный участок не определён, однако он будет сформирован впоследствии.

Иногда обязательным условием является проведение аукциона. Государством определён перечень таких случаев. Его определяют:

  1. Устанавливаться субъектами РФ.
  2. Местными органами власти.

При предоставлении обязаны быть соблюдены те ограничения по площади, которые установлены норм. актами. Они зависят от того, для чего нужна получаемая земля.

Мнение эксперта

Роман Эфремов

Стаж 5 лет.
Специализация: все сферы юриспруденции.

Действительная законодательная база предусматривает наличие отдельных категорий пользователей, которые вправе рассчитывать на получение земельных ресурсов на бесплатном основании. Речь идёт о:

  • многодетных семьях, где на воспитании находится свыше 3-х несовершеннолетних детей;
  • лицах, получивших статус малоимущих или нуждающихся. Для них выделяется территория под постройку собственного дома;
  • собственниках квадратных метров в многоквартирных домах, признанный на официальном уровне аварийными или ветхими постройками, при условии, что они определены под снос.

Кроме того, получить бесплатную землю могут нетрудоспособные лица и инвалиды.

В некоторых случаях получить земельные участки будет невозможно. В целях борьбы с коррупцией законодатель запрещает предоставление земель от государства в пользу государственных служащих и чиновников любых категорий.

Необходимые документы

Для получения постановления о выделении земельного участка заинтересованный гражданин обязан встать в очередь и передать ответственным должностным лицам стандартный пакет документов, включающий такие бумаги:

  • заявление на выдачу земель государственной собственности;
  • документы правоустанавливающего характера;
  • квитанция, подтверждающая оплату обязательного пошлинного сбора;
  • паспортные реквизиты заявителя;
  • кадастровый документ с техническими параметрами земельного надела.

Решение о выдаче земельного владения в полноправную собственность будет принимать специально собранная комиссия, в состав которой войдут представители местной администрации. При вынесении вердикта особое внимание будет уделено таким нюансам:

  • общая площадь надела;
  • географическое расположение земельного участка;
  • категория земель, к которой отнесено угодье;
  • какие цели преследует гражданин, обратившийся за получением земли.

Если решение положительное, с заявителем подписывается долгосрочный договор аренды (минимум на 2 года). При этом, за фактическим собственником в лице муниципалитета сохраняется право контролировать использование выделенного участка земли. Если в течении года земля не используется по назначению, или арендатор нарушает условия арендного договора, муниципалитет вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор и забрать землю.

Передача участка без проведения предварительного согласования

Если нет никакого предварительного согласования передаваемой земли, то обязательным является проведение аукциона. В этом случае предварительно должна быть проведена определённая работа для того, чтобы сформировать предоставляемый участок.

В число таких работ входят:

  1. Подготавливается проект границ рассматриваемого участка и затем проводится окончательное формирование его границ.
  2. Определяется то, для каких целей разрешено использовать данный участок.
  3. Определение разного рода технических условий для подключения в будущем уже построенного дома ко всем необходимым коммуникациям.
  4. Принятие решения о порядке предоставления земли путём проведения аукциона или без проведения аукциона.

Это первый этап деятельности. Впоследствии должна быть сделана постановка на кадастровый учёт. При этом должно быть обеспечено выполнение правил, сформулированных ст. 70 ЗК РФ. После этого нужно провести аукцион. Если существует только одна заявка, то просто должно быть принято решение об этом. Если имеет место последний вариант, то он обязан быть официально опубликован. Должен быть оформлен соответствующий протокол. В течение семи дней принятое решение должно быть доведено до претендента.

Предоставление предварительно согласованного участка

Участок земли могут таким образом выделить:

  1. Различным лицам в аренду.
  2. В гос. учреждениям и некоторым другим категориям организаций без ограничения срока использования и без предоставления компенсации.
  3. Религиозные организации могут получить землю для проведения строительства в соответствии с благотворительными или религиозными целями.

Процесс рассмотрения начинается с того, чтобы была выполнена процедура согласования этого земельного участка в на основе требований, указанных в статье 31 Зем. Кодекса. По этому поводу принимается соответствующее решение. Далее проводятся работы по формированию участка. Затем, в соответствии с требованиями действующего российского законодательства проводится постановка на кадастровый учёт. Далее должно быть принято решение о том, что данный участок земли планируется предоставить для строительства.

После проведения указанных действий исполнительный орган гос. власти в течение четырнадцати дней на основании предоставленного заявления принимает окончательное решение.

Решение принято, что дальше

После того, как данный вопрос был рассмотрен, в соответствии с конкретными обстоятельствами дела осуществляется один из следующих вариантов:

  1. Земельный участок выдаётся в бессрочное пользование и осуществляется государственная регистрация.
  2. Договор аренды подписывается сторонами и происходит его государственная регистрация.
  3. Заключается договор о купле-продаже данного земельного участка и происходит его государственная регистрация.

Такова общая схема предоставления отдельным гражданам и юр. лицам земельных участков. Однако, в различных случаях здесь есть свои особенности.

Образец постановления о выделении земельного участка

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от _____________№_________

О выдаче земельного участка, на котором

находятся недвижимое имущество, состоящее в собственности

граждан или юр. лиц.

Основываясь на Зем. Кодексе РФ, Уставом  …………. , и решением комиссии по координации деятельности территории ………………… постановляю:

  1. Выдать в собственность …………………………………….. (гр. или юр. лицо) участок из категории земель …………………………………………………………………… . (указывается категория земель), имеющая кадастровый номер …………………………………………………………, и находящийся по следующему адресу: …………………………………………… (далее — Участок), для использования в следующих целях: …………………………………………………………………………………………………………………….. (вид использования, для которого имеется разрешение) в границах, соответствующих кадастровому плану данного Участка, который прилагается к этому документу, его общая площадь составляет …………………………………. кв. м. который находится на …………………………………………………………., на основании ……………………………………………………………… (реквизиты соотв. документа).
  2. Участок обременен публ. сервитутом, установленным для ………………………………………………………………………………………………………………………. (вид ограниченного польз.) в соответствии с: ………………………………………………………………………………….. (норм. акт, на основе которого он установлен) сроком на ……………………………………………….. (если сервитут является срочным).
  3. Комитету по упр. имуществом  обеспечить заключение договор для купли-продажи Участка по следующей цене: ……………………………………………………………………………. руб., в соответствии с .актом ………………………………………………………………………………. . (документ, определяющий стоимость Участка)
  4. ………………………………………………………………………………………………………… (гр. или юр. лицо) обеспечить выполнение гос. рег-ии приобретаемого права собственности на основании  ФЗ «О гос. регистрации прав на недвиж. Имущество…» (22-ФЗ, принят 21.07.97).
  5. Контроль за исполнением возложить на ……………………………… .

Постановление о выделении земельного участка под строительство

Скачать

 образец постановления о выделении земельного участка в формате MS Word.

Если требуется земля для выполнения тех или иных строительных работ, то на неё имеют право претендовать и отдельные граждане и различные организации. Причём возможно, что будут предложены не только свободные в этот момент земли, но и другие, такие, в которых для постройки нужно провести серьёзные работы по сносу. Расположение, площадь, и другие разнообразные особенности соответствующей территории обязаны соответствовать тому типу строительства, которое планируется здесь осуществить.

Для того, чтобы обратиться за получением земли, надо составить соответствующее заявление. В нём должны быть указаны все существенные обстоятельства дела в соответствии с тем, как этого требует законодательство.

В частности, в нём нужно указать:

  1. Цель проведения строительства.
  2. Предполагаемый участок земли, на который претендует заявитель.
  3. Должно быть приведено обоснование по отношению к этому участку.
  4.  Необходимо чётко сформулировать то, о каких правах на землю идёт речь в данном случае.

Процедура рассмотрения вопроса о передаче участка под проведение строительства происходит согласно общим правилам, о которых было сказано выше.

Выделение земли в аренду или для приобретения в собственность

В каких возможных граждане обычно могут претендовать на участок земли?

Обычно речь идёт о следующих ситуациях:

  1. Строительство жилого дома.
  2. Территория для ведения личного подсобного хозяйства.
  3. Занятия садоводством.
  4. Животноводческая деятельность.
  5. Земля для дач (для их строительства и использования).
  6. Огородничество.
  7. Сенокос или пастбище.

В таких условиях, как правило, местные власти определяют нормы по предоставляемой площади земли в расчёте на одну семью.

Выделение земельных участков для многодетных семей

Согласно законам РФ ещё в 2022 году были предусмотрены льготы для многодетных семей в процессе получения ими участков земли. Они определены ФЗ 138. В результате принятия этого закона во всех регионах РФ были запущены конкретные программы помощи многодетным семьям. Ими предусмотрено бесплатное предоставление земли в этих случаях. Речь здесь идёт в первую очередь о строительстве жилья. Местные власти определяют местоположение и нормы распределения соответствующих участков. Как правило, минимальный размер составляет от 6-10 соток на одну семью.

Полученная земля может быть использована с целью:

  1. Постройка жилья.
  2. Использование для подсобного хозяйства.
  3. Для строительства и использования дач.
  4. Садоводство.
  5. Фермерство.
  6. Животноводство.

Безвозмездная выдача земли положена только один раз. Нужно, чтобы были выполнены следующие требования:

  1. Все до единого члены семьи должны быть гражданами РФ.
  2. Должно быть хотя бы трое детей (Допускается учёт детей до 23 лет).
  3. Родители должны проживать в данном регионе последние 5 лет.
  4. Отношения родителей должен быть зарегистрированы.
  5. Никто из членов этой семьи на момент обращения не должен быть собственником какого-либо участка земли.

Вопросами распределения земельных участков занимаются специальные государственные или муниципальные органы, в чьей собственности она находится.

Именно они рассматривают всю поданную претендентами на недвижимость документацию и принимают решение о ее предоставлении или об отказе в этом.

Стоит учесть, что данное решение должно быть оформлено в письменном виде и в соответствии с требованиями законодательства, о чем более подробно будет рассказано далее.

Как и кем принимается

Для получения земельного участка заинтересованному лицу нужно составить и подать в уполномоченный орган заявку с пакетом необходимых документов.

Если вы хотите узнать, как в 2022 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Право рассматривать подобные заявки и распределять землю обычно предоставляется исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления (то есть администрации населенного пункта).

В дальнейшем эта заявка будет рассматриваться в течение установленного срока, в ходе чего будет проверена:

  • достоверность предоставленной информации;
  • наличие всех необходимых документов;
  • правильность их оформления;
  • наличие у заявителя прав на льготное получение земли;
  • наличие в собственности администрации участка с необходимыми заявителю параметрами (или конкретного земельного надела).

По результатам рассмотрения заявления сотрудники уполномоченного органа принимают решение, которое может быть:

  • положительным — в данном случае гражданину предоставляется требуемый участок (либо же он ставится в очередь за его получением);
  • отрицательным — при этом заявителю отказывают в выделении участка.

В первом случае положительное решение обязательно должно быть оформлено в письменной форме и закреплено в виде специального документа.

В соответствии со ст. 30 ЗК РФ, именно данное решение будет основанием для проведения процедуры государственной регистрации перехода прав на землю.

Данное решение доносится до заявителя, после чего сторонам остается только решить различные организационные вопросы или оформить документы на землю.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

В зависимости от ситуации это может быть договор аренды, купли-продажи или другой документы, подтверждающий временный или постоянный переход прав на недвижимость.

Структура и содержание документа

В письменном виде принятое решение оформляется в форме специального документа.

Обычно им является Постановление (или решение) главы местной администрации о выделении земельного участка.

Конкретный вид документа, а также его структура и содержание могут отличаться в зависимости от населенного пункта, однако обычно он включает в себя следующие сведения:

Название и номер документа

В названии может быть указана конкретная цель предоставления земли, например: «Постановление от 16.01.2017 г. № 3 о выдаче земельного участка под строительство».

Законодательная база

В начале документа обязательно указывается, на каком именно основании гражданину выдается участок.

В частности, могут быть приведены ссылки на отдельные статьи или главы Земельного кодекса РФ, специальных законов и других нормативно-правовых актов, которые касаются вопросов распределения земельных наделов.

Конкретное решение

После приведения законодательной базы приводится решение, которое было на ее основании принято. Оно может состоять из нескольких пунктов.

Характеристики выдаваемого участка и права, на которых он предоставляется

В частности, должна иметься следующая информация:

  • категория земель;
  • кадастровый номер;
  • месторасположение и адрес;
  • цели использования;
  • границы участка;
  • площадь.

Все эти характеристики должны подтверждаться специальными документами, ссылка на которые также делается в тексте.

Наличие обременений

Примером обременения может быть:

  • залог;
  • арест;
  • аренда;
  • сервитут.

В отношении государственных участков наиболее распространенным видом обременений является последний, то есть сервитут. При этом также должно быть указано, на основании какого документа это обременение было установлено и в чем именно оно заключается.

Цена участка

Данный пункт присутствует в том случае, когда предоставление недвижимости происходит на платной основе. Если это делается бесплатно, соответствующая отметка также должна быть сделана.

Ответственные лица

В частности, в этом пункте устанавливаются обязанности по выполнению государственной регистрации, а также определяются лица, ответственные за контроль этой процедуры.

В конце постановления обязательно указывается должность и фамилия лица, который выдал данный документ (то есть главы местной администрации или его законного представителя), а также ставится его подпись и печать.

Последующие действия

После принятия решения и оформления его в письменном виде возможно несколько вариантов развития событий, в зависимости от того, с какой именно целью выделялся участок:

Недвижимость выдается гражданину в бессрочное пользование

При этом обязательно должна происходить процедура государственной регистрации, за которой необходимо обращаться в Росреестр. После ее проведения заявитель получит документ, подтверждающий его права на землю.

Стороны подписывают договор аренды

Этот договор будет предоставлять заявителю право использовать участок в течение некоторого ограниченного срока (или без срока, но максимум до 49 лет).

При этом после истечения определенного периода (зачастую от 3 до 5 лет) у него появится право на оформление прав собственности на недвижимость.

Также стоит учесть, что договор аренды тоже подлежит обязательной государственной регистрации в Росреестре. Исключение составляют лишь ситуации, когда он оформлен на срок до одного года.

Стороны заключают договор купли-продажи

В этом случае земля предоставляется на платной основе, поэтому заявителю необходимо внести за нее определенную сумму денежных средств. После совершения оплаты подписывается договор, который также подлежит государственной регистрации.

По результатам процедуры гражданин получает официальное свидетельство о праве собственности на землю.

В зависимости от конкретной ситуации могут потребоваться и другие действия.

Более подробно о дальнейшем процедуре оформления участка должны сообщать сотрудники органа, выдавшего решение о его предоставлении.

Причины непринятия решения и дальнейшие действия

В некоторых случаях заявитель может не получить положительного решения по своей поданной заявке.

Причинами для этого могут быть следующие нарушения:

  • заявление было подано гражданином, который не имеет права на получение участка от государства (или не имеет оснований для льгот);
  • участок, указанный гражданином в заявке, уже предоставлен другому лицу на праве временного или постоянного пользования;
  • его площадь превышает размеры, установленные для одного человека или семьи;
  • на указанном земельном наделе расположены здания или сооружения, которые принадлежат другим собственникам;
  • затребованный гражданином участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте;
  • он является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
  • предоставление объекта недвижимости невозможно из-за особенностей его месторасположения;
  • земля, на которую претендует заявитель, уже официально выставлена на торги;
  • цели использования, указанные заявителем и установленные на самом деле, не совпадают;
  • испрашиваемый участок предоставлен для нужд обороны.

В некоторых из этих ситуаций необходимо проведение предварительной процедуры торгов, без которых выделение земельного надела невозможно.

В любом случае причины отказа обязательно должны быть донесены до заявителя с указанием правовых оснований для этого (при необходимости).

После получения отказа гражданин может воспользоваться несколькими вариантами действий:

  • обжаловать отказ в суде;
  • подать повторную заявку, но уже на другой земельный объект;
  • подать заявление на участие в торгах.

Возможно, при помощи какого-либо их этих способов он сможет достичь своей цели, а именно — получить земельный участок. В этом случае он получит либо Постановление о его выделении, либо уже другие документы, подтверждающие права на него. Конкретные особенности процедуры будут зависеть от выбранного способа получения земли.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Когда появляется необходимость в получении земельного участка, многие не знают с чего начать данный процесс. Такая же проблема возникает при желании оформить право собственности на уже имеющийся пай.

Выделение земли осуществляется по установленным законодательством правилам и имеет ряд нюансов, возникновение которых зависит от того, кто на неё претендует. Получить участок в пользование могут как физические лица, так и организации, планирующие вести на нём своё хозяйство.

Процедура приватизации полученной территории осуществляется за определённую плату, но есть категория граждан, для которых она производится на бесплатной основе. Основанием для выдачи земли в собственность в 2022 году служит постановление, которое выдаётся местным органом самоуправления либо на федеральном уровне, что зависит от типа надела и региона страны.

Что говорит закон

Любой субъект, проживающий на территории РФ, имеет право претендовать на земельный надел для каких-то своих целей. При этом земля выдаётся как на временное пользование за оплату, так и в собственность на бессрочной основе.

Для получения земли в бессрочное личное пользование необходимо подать соответствующее заявление в местную администрацию, именно от её решения зависит исход процедуры. Основным документом, решающим, выдавать надел или нет, является постановление о предоставлении земельного участка в собственность.

По закону получить в аренду либо в собственность можно только те участки, которые принадлежат государству или муниципалитету. Если оговариваемая территория входит в список запрещенных к выдаче земель, то претендовать на них нет смысла, так как ни один орган самоуправление не имеет права распоряжаться данными наделами.

Если на указанный в заявлении участок нет запретов, то стать его владельцем можно следующими путями:

  • проведение аукциона;
  • определение и сформирование конкретной территории;
  • приватизация ранее арендованной земли, имеющей конкретные границы и кадастровый паспорт;
  • получение готового участка, не имеющего владельца.

При оформлении собственности на участок важно придерживаться ограничений по квадратуре, которые были определены и установлены специальными органами и зафиксированы в нормативных актах. При несоблюдении данного условия владелец надела будет оштрафован, а сама земля может быть возвращена в пользование администрации.

Образец постановления о выделении земельного участка:

Главные формальности

Рассмотрение заявления, проверка поданной документации и принятие решения местными органами самоуправления осуществляется на платной основе. Вне зависимости от того, будет это аренда или оформление собственности, заявитель обязуется оплачивать налоги и производить составление актов.

На общую стоимость процедуры влияет не только то, какой субъект претендует на землю, но и площадь территории, а также её месторасположение.

Есть категория граждан, которым выдаётся постановление предоставление земельных участков в собственность бесплатно, к таковым относятся:

  • многодетные семьи (не менее трёх детей);
  • лица, состоящие на учёте как нуждающиеся в жилье (земля выдаётся для строительства дома);
  • граждане, имеющие все законные основания для поставки на учёт в качестве нуждающихся лиц в жилых помещениях;
  • иные льготные категории.

Основания, документы и сроки

Что касается порядка оформления земли в бессрочное пользование, то он регламентирован законодательством РФ о получении недвижимых объектов в собственность. Процедура может отличаться в зависимости от прав заявителя на конкретный участок земли и наличия оснований для его присвоения.

Так, ЗК РФ предусматриваются следующие основания, позволяющие получить права на надел:

  • наследование;
  • приватизация ранее арендованной земли;
  • купля-продажа;
  • дарение;
  • судебное распоряжение.

При этом по закону собственность может быть как единоличной, так и совместной либо долевой. От количества владельцев зависит перечень документации и стоимость процедуры.

Что касательно документов, необходимых для регистрации прав собственности участок земли, то заявителю понадобятся:

  • правоустанавливающие бумаги;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • кадастровый план участка и паспорт на строение (если на территории возведён дом);
  • заявление;
  • паспорт РФ (подтверждающий личность заявителя).

В качестве правоустанавливающих бумах могут выступать:

  • договор купли-продажи;
  • дарственная и свидетельство о принятии наследства;
  • судебное постановление;
  • приказ местной администрации на предоставление участка в пользование;
  • ранее полученное постановление о выделении надела.

При наличии всех правильно подготовленных документов процедура оформления займёт не более семи рабочих дней. На сам сбор документации может понадобиться от одного до двух месяцев, так как много времени уходит на межевание участка и получение кадастрового плана.

Детали содержания документа

Заявителем на получение прав собственности может быть любое физическое и юридическое лицо. Кроме того, заявление может быть подано третьей стороной при наличии у таковой нотариально заверенной доверенности.

Образец самого заявления легко найти на юридических сайтах, занимающихся данным вопросом, либо заполнить его в произвольной форме, что разрешается законом, так как определённой формы бланка для него нет.

При самостоятельном составлении прошения важно указать следующую информацию:

  • наименование организации или личные данные физ. лица, претендующего на участок;
  • текст заявления с просьбой о предоставлении муниципальной услуги по наделению участка в собственность;
  • перечень документов, доказывающих личность заявителя и основания для оформления собственности;
  • доверенность (если процедурой занимается третье лицо);
  • номер кадастрового плана;
  • информация об особенностях оговариваемой территории (наличие гаража, жилого дома и прочая недвижимость).

Вся поданная информация должна быть достоверной, любые ошибки и опечатки будут основанием для принятия его недействительным. Ответ по заявлению выдаётся в течение 60 дней со дня регистрации.

Когда принимается постановление о предоставлении земельного участка в собственность

Решение о выдачи участка в собственность выдаётся в письменном виде специальным постановлением. Выделить участок заявителю либо отказать решается на предварительном согласовании органами местного самоуправления (ст. 31 ЗК РФ).

Содержание и форма документа на выдачу участка изменяются в зависимости от цели получения надела. Но в постановлении обязательно указывается о принятии решения, информация о самой земли, данные лиц, участвовавших в сделке, и подписи всех сторон. Если надел выдаётся для СНТ или иных организаций, то обязательно должна присутствовать подпись руководителя.

Решение администрацией местного самоуправления принимается после того, как будут установлены цели получения земельного участка, категория оговариваемого надела и его оценочная стоимость. От последнего пункта зависит цена самой процедуры выдачи пая и оформления собственности.

Прочие детали процедуры

Оформление земли в собственность имеет ряд особенностей и нюансов, которые часто влияют на ход процесса, общую стоимость и сроки. Кроме того, некоторые из них могут быть весомым основанием для отказа в выдаче надела и приватизации уже имеющейся земли в аренде.

Особенности принятия решения

На решение о выдаче пая в собственность влияет множество факторов, среди которых стоит отметить:

  • площадь;
  • месторасположение;
  • цели использования.

Также важным фактором является наличие обременений, закреплённых за конкретным участком: аренда, арест, залог и пр.

Скачать выписку об обременении

Если земля ранее была взята в аренду, то претендовать на её приватизацию можно не ранее, чем через 2 года после того, как был подписан договор. При этом территория должна была активно использоваться, если на ней ничего не возделывали и не строили, то муниципалитет вправе вернуть землю в своё пользование.

На принятие решения также влияет категория земельного участка.

Так, нельзя получить в пользование территорию, если она:

  • относится к стратегически важным объектам;
  • парковая зона;
  • является заповедником;
  • расположена вблизи объектов вооружённых сил РФ.

После того как заявление будет рассмотрено и администрация примет положительное решение, земля выдаётся лицу в бессрочное пользование на основании постановления.

Принцип оформления договора

Получение земли и оформление её в собственность осуществляется путём предоставления соответствующего заявления и официальных бумаг.

Документы должны содержать не только информацию о заявителе, но и самом участке, поэтому их сбор следует начать с проведения топографической съёмки, необходимой для:

  • обозначения границ участка;
  • разработки плана территории;
  • исключения наличия под участком газовой магистрали;
  • оформления кадастрового паспорта.

Любой участок, на который претендует физическое либо юридическое лицо, должен иметь кадастровый план. В данном документе отражаются характеристики оговариваемого субъекта, поэтому он так важен. Кроме того, лишь при наличии такого плана землю можно поставить на учёт и присвоит ей кадастровый номер.

Оформление договора значительно упрощается, если территория уже имеет кадастровый паспорт и план.

Если нет предварительного согласования

Закон гласит о том, что выдача земли и оформление собственности осуществляется только после проведения предварительного согласования. Если данная процедура была упущена, то передача надела возможна исключительно после аукциона. Провести аукцион между желающими получить землю можно только при наличии кадастрового плана.

Если ранее не было проведено межевания территории, то перед аукционом обязательно производится формирование границ конкретного участка:

  • подготавливается план надела и отмечается граница;
  • определяется назначение участка;
  • устанавливаются технические характеристики;
  • принимается решение на выделение земли.

Проводятся торги по участку в соответствии с правилами, установленными ст.39.11–39.13 ЗК РФ. Начинается аукцион после того, как все участники уведомят о своём желании в них участвовать. При наличии одного зарегистрированного заявления участок достаётся его владельцу.

Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка

Порядок выделения территории

Земельный участок в аренду или бессрочное пользование выдаётся после проведения всех необходимых процедур:

  • разработка проекта границ и окончательное их формирование;
  • определение категории участка и цели использования;
  • изучение имеющихся технических условий;
  • проведение аукциона (при необходимости).

После подготовки документации и составления кадастрового плана потенциальному владельцу необходимо обратиться к администрации с соответствующим заявлением. После рассмотрения поданных бумаг органы самоуправления принимают решение и выдают заявителю постановление, которое в дальнейшем служит основанием для

приватизации надела

.

Земельный Кодекс РФ гласит о том, что территория может быть выдана физическим и юридическим лицам на следующие цели:

  • строительство многоквартирных домов;
  • ведение промышленного хозяйства;
  • садоводческая деятельность;
  • возведение гаражного комплекса;
  • постройка жилого частного дома;
  • ведение животноводства;
  • участок для строительства дачи и пр.

Если цели использования пая не будут соответствовать ни одному пункту ЗК РФ, то в территории будет отказано.

Краткое содержание

1. Мужчина подал заявление, чтобы ему выделили земельный участок для садоводства и на основании этого заявления администрация вынесла постановление о предоставлении ему 12 соток земельного участка, из них 10 — в собственность, А 2 — в аренду. Правомерно ли такое постановление?

1.1. Это у Вас учебные вопросы такие?

2. Хочу приобрести старый жилой дом в селе Нижнегорского района, но у продавцов на землю только постановление от апреля 2022 г. о предоставлении земли под ИЖС и кадастровый паспорт земельного участка, оформленный 24.05.2016 г. Можно ли оформить право собственности на землю под жилым домом?

2.1. Да, это можно сделать, но только через суд.
Для эффективного решения этого вопроса, обращайтесь к адвокату.
Имеется обширная положительная практика по данному вопросу.

3. В 2022 г мне было выдано постановление о предоставлении земельного участка (снт, под дачу). Приватизацию мы так и не закончили, участок продали. Но теперь новые владельцы не могут получить в собственность этот участок из-за этого постановления. Могу ли я его ликвидировать? Или что теперь делать?

3.1. Что вы продавали и каким образом?
Если право собственности не было оформлено надлежащим образом, то по факту продали вы либо воздух, либо нежвижимость на участке.
Как зарегистрирован договор?

3.2. Добрый день! Вы можете отказать от земельного участка, написав заявление администрацию, но тогда возможно у новых владельцев еще больше будет проблем с оформлением (ст. 53 ЗК РФ). Лучше всего для обеих сторон, это оформить до конца право на вас, поставить участок на кадастровый учет, зарегистрировать право и осуществить переход права по договору купли-продажи от вас на нового собственника.

Всего хорошего!

4. Подал документы на гос кадастровый учет земельного участка. Получил отказ из за отсутствия в документах проекта межевания территории. Участок находится в садоводческом некомерческом товариществе. Есть утвержденная схема расположения участка и постановление администрации города о предоставлении земельного участка в собственность.

4.1. Здравствуйте Рафаэль! Вам необходимо обратитиься к лицензированному кадастровому инженеру по вопросу проведения кадастровых и межевых работ на земельном участке, после чего возможно будет обратиться в Кадастровую палату за постановкой на государственный кадастровый учет земельного участка.

4.2. Вообще то само СНТ должно быть сначала отмежевано. Сходите к председателю, выясните, ген.план СНТ-границы то у него согласованы. Потом и можно решать вопрос об обращении в суд.

5. Подал документы на гос кадастровый учет земельного участка. Получил отказ из за отсутствия в документах проекта межевания территории. Участок находится в садоводческом некомерческом товариществе. Есть утвержденная схема расположения участка и постановление администрации города о предоставлении земельного участка в собственность.

5.1. Если есть утвержденная схема расположения участка и постановление администрации, то имеет смысл обжаловать отказ Росреестра в суд. Вы вправе обжаловать его в районный суд в порядке, предусмотренном статьями 218-219 Кодекса административного судопроизводства РФ, т.к. оснований для отказа в рег. действиях (ст.8.1 ГК РФ) нет (Федеральный закон от 13 июля 2022 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

5.2. Обжалуйте отказ Росреестра в суд, Ст.218,219 КАС РФ.Он незаконный. Так как у Вас есть утвержденная схема расположения участка И тем более — .постановление администрации города о предоставлении земельного участка в собственность. Федеральный закон от 13 июля 2022 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

5.3. Отказали законно. На основании ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
Суд Вам не поможет
. Есть ст. 11.3 ЗК РФ. Там указано на необходимость проекта межевания.

5.4. Обжалуйте решение кадастрового органа в суде в порядке ст. 218 — 220 КАС РФ. Требования к административному исковому заявлению установлены ст. 124-125 КАС РФ.

5.5. С 1 января 2022 года вступает в силу новый закон о государственной регистрации недвижимости. Сроки регистрации прав и постановки на кадастровый учет сократятся почти вдвое, саму регистрацию можно будет осуществлять в любом регионе вне зависимости от местанахождения объекта, а некоторые записи будут вноситься в реестр автоматически.

Нормативно-правовое регулирование

Фактически с 1 января 2022 года отношения по регистрации недвижимости будут регулироваться сразу тремя законами: новым законом о государственной регистрации недвижимости и действующими сейчас законами о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и о государственном кадастре недвижимости (ч. 4 ст. 72 нового закона о государственной регистрации недвижимости [/quote]

[quote]Поэтому обжаловать отказ не стоит а с тоит провести межевание и снова сдать документы.

5.6. Рафаэль, отказ правомерный, так как при постановки земельного участка на кадастровый учет необходимо предоставлять проект межевания земельного участка.

ПИСЬМО ФГБУ ФКП РОСРЕЕСТРА ОТ 21.12.2015 N 10-4579-КЛ «ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПОРУЧЕНИЯ»

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее — Учреждение) во исполнение поручения Росреестра рассмотрело обращение и, в рамках своей компетенции, сообщает.

1. В соответствии с частью 10 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Исходя из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы.

Таким образом, в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в том числе в иных целях, не связанных с реализацией прав собственников помещений в многоквартирном доме.

В указанном случае образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка не допускается.

Частью 6.1 статьи 38 Закона о кадастре предусмотрено, что в случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета.

Согласно пункту 22 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются:

1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки);

2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков;

3) документация по планировке территории (проекты межевания территорий);

4) документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании;

5) утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения;

6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства;

7) решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки;

8) вступившие в законную силу судебные акты;

9) иные предусмотренные законодательством документы.

Таким образом, по мнению Учреждения, при поступлении в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и межевого плана, подготовленного по результатам выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, в составе приложения к которому вместо утвержденного проекта межевания территории приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, органу кадастрового учета следует принять решение о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, в связи с тем, что необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.

2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона о кадастре органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с указанной статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении проекта межевания территории.

На основании части 4 статьи 15 Закона о кадастре перечень и содержание документов, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета в случаях, установленных частями 1 — 3.2 статьи 15 Закона о кадастре, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» (далее — Правила).

Пунктом 6 (2) Правил предусмотрено, что в случае принятия решения об утверждении проекта межевания территории федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или орган управления особыми экономическими зонами направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об утверждении проекта межевания территории, а также копию проекта межевания территории.

Согласно части 7 статьи 15 Закона о кадастре в случае, если указанные в частях 1 и 2 статьи 15 Закона о кадастре сведения не поступили в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные статьей 15 Закона о кадастре, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Таким образом, по мнению Учреждения, часть 7 статьи 15 Закона о кадастре не применяется в случае поступления в орган кадастрового учета от заинтересованного лица заявления о постановке на учет объекта недвижимости.

Учреждение просит направить позицию Росреестра о необходимости органу кадастрового учета самостоятельно запрашивать сведения об утвержденном проекте межевания территории в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 15 Закона о кадастре в случае поступления в орган кадастрового учета от заинтересованного лица заявления о постановке на кадастровый учет земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и отсутствия в составе межевого плана указанного проекта межевания территории (без заявления о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости).

5.7. Этот вопрос не зависит от Вас и Вы это не можете сделать самостоятельно, кроме того такой отказ не предусмотрен законом, можете обжаловать в судебном порядке.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2022)

Статья 26. Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав

1. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:

1) лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;
2) с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав о.

6. Наследодатель умер в 2022 году. Есть постановление от 2022 года о закреплении за ним земельного участка под жилым домом и прилегающей территорией в собственность. На жилой дом оформлено наследство. Есть ли возможность оформить участок, если он был предоставлен после смерти наследодателя?

6.1. Елена! У Вас не вопрос, а сложная правовая ситуация, в которой нужно тщательно разбираться опытному юристу. Обратитесь напрямую к выбранному Вами юристу очно или по электронной почте. После представления своего подробного объяснения и документов, ответите на уточняющие вопросы, и только после этого им будет предложен вариант (или варианты?) решения проблемы.
Удачи!

6.2. Добрый день! Начать нужно с получения выписки из кадастрового плана на данный участок земли, чтобы понять, стоит ли этот участок на кадастровом учете и зарегистрировано ли чье-либо право на него. В зависимости от полученных данных можно будет понять, что именно придется предпринять, чтобы оформить землю в собственность. В любом случае можно сказать, что если у Вас есть право собственности на дом, то рано или поздно Вы сможете оформить и землю.

7. Имеет ли право администрация сельского поселения заключать договор аренды с заявителем. Если у него истек срок действия постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду?

7.1. Нет.
Согласно ст
. 31 ЗК РФ установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, следовательно, истечение срока такого согласования является препятствием к последующему предоставлению земельного участка.
Да и сама норма ст.31 ЗК РФ уже утратила силу.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:

Бесплатно с мобильных и городских

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: