Облагаются ли по закону коммунальные платежи НДС

Уважаемый Олег Борисович !

Коммунальные услуги оплачиваются на основании квитанций, которые предоставляют ежемесячно собственникам помещений в Многоквартирных жилых домах Управляющие компании, ТСЖ, ЖСК или поставщики конкретных видов коммунальных услуг. В квитанциях таких уже указана сумма оплаты за поставку данной коммунальной услуги.

Вот эту сумму и следует указывать в квитанцию на оплату коммунальных услуг через интернет-клиент банк.

НДС чаще всего закладывается в тарифы за коммунальные услуги. Зная тариф, зная объем поставленной коммунальной услуги, легко определить сумму оплаты за конкретный месяц.

Удачи Вам.

27 декабря 2021 года появилось письмо ФНС РФ N СД-19-3/197, в котором служба пояснила, что при приобретении КУ потребителями сумма НДС всегда учитывается в цене коммунальных услуг.

Подробнее о содержании письма расскажем сегодня.

Заключение договоров предоставления коммунальных услуг

Цена коммунальных услуг

В Федеральную налоговую службу часто поступают вопросы о том, выставляется ли НДС при приобретении потребителями коммунальных услуг. Поэтому ведомство составило письмо, в котором разъяснило, учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения считаются:

  • операции по осуществлению товаров, работ и услуг на территории России,
  • передача имущественных прав.

Другие операции налогами не облагаются. Полных их перечень представлен в ст. 149 НК РФ. Нас интересует пп. 29 п. 3 указанной статьи, согласно которому не подлежит налогообложению реализация КУ, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК и другими специализированными потребительскими кооперативами.

ФНС РФ делает вывод, что от налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг только тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Правила предоставления коммунальных услуг в 2017 году

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, осуществляемые организациями коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС.

Что такое организация коммунального комплекса, объясняет Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ. Это юридическое лицо:

  • занимающееся системами коммунальной инфраструктуры,
  • эксплуатирующее объекты для утилизации ТБО.

Организационно-правовая форма юридического лица не важна, чего не скажешь о порядке использования системы коммунальной инфраструктуры.

Она должна применяться для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

П. 1 ст. 168 НК РФ определяет, что при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.

Планируемые изменения в нормативах потребления коммунальных услуг

НДС на коммунальные услуги

Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.

Когда дальше УО поставляет коммунальные услуги потребителям, НДС она не прибавляет (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако, согласно п. 2 ст. 170 НК РФ, суммы НДС, предъявлённые управляющей организации организациями коммунального комплекса, учитываются УО в стоимости приобретённых КУ.

Поэтому потребители оплачивают КУ по стоимости, в которой уже учтена сумма НДС.

ФНС РФ приводит пример. Организация коммунального комплекса предоставляет коммунальную услугу управляющей организации по тарифу и НДС согласно этому тарифу: 100 и 18 рублей соответственно.

НДС УО учитывает в стоимости приобретённых коммунальных услуг и поставляет их потребителям за 118 рублей с учётом НДС.

ФНС РФ напоминает, что в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ управляющая организация может отказаться от освобождения от налогообложения операций, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ.

Если УО выбирает этот вариант, то потребители оплачивают тариф, увеличенный на сумму НДС – 118 рублей, из которых 100 рублей – тариф и 18 рублей – НДС. Поэтому потребители приобретают коммунальные услуги с уже учтённой суммой НДС.

Этот вывод поддерживает постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72.

Многих потребителей интересует вопрос, облагаются ли НДС коммунальные платежи. В соответствии с нормами Налогового кодекса, предоставление услуг ЖКХ освобождено от обложения налогом на добавленную стоимость.

Однако все мы оплачиваем тарифы с включенным НДС. Поэтому рассмотрим этот вопрос подробнее.

Что понимается под коммунальными платежами

Для начала определимся, что означают вышеназванные платежи. Подобные выплаты осуществляются за услуги, необходимые для обеспечения стандартных условий постоянного проживания людей в жилых помещениях. Они называются коммунальными, их перечень содержится в Правилах – инструктивном документе, принятом Правительством в 2021 году. Список включает услуги по закупке и поставке следующих ресурсов:

  • электроэнергии;
  • снабжение водой;
  • устройство канализации;
  • обеспечение природным газом;
  • отопления;
  • вывоз твердых неопасных отходов.

Схема взаимодействия

Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.

В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.

Важно

! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.

Законодательные нормы

Рассмотрим финансовые потоки участников данной схемы.

  • Потребитель, как сторона договора с исполнителем, обязан произвести оплату.
  • Управляющая компания оплачивает закупку ресурсов у организаций коммунального комплекса, ресурсообладателей. Ситуация выглядит следующим образом. В подпункте 29 п. 3 ст. 149 НК РФ указано, что доход исполнителя от реализации коммунальных услуг не облагается НДС. Необходимым условием является закупка управляющей компанией ресурсов у соответствующих организаций.

Однако реализация этими организациями поставок ресурсов в жилищное хозяйство не освобождена законом от начисления налога на добавленную стоимость.

  • Размеры тарифов устанавливаются государственными органами власти регионов. Исполнитель изменять стоимость приобретенных ресурсов при доставке их потребителям не имеет права. Следуя букве закона, он действительно не производит начисление НДС, а поставляет закупленные ресурсы потребителю по цене, равной стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих предприятий, включающей в свой состав указанный налог.


В результате стоимость КУ, которые получает потребитель от исполнителя, включает НДС, оплачиваемые в конечном счете потребителем.

Важно

! В подобном ключе действует и норма, изложенная в пп. 30 п. 3 той же статьи НК РФ. В ней предписано освобождение от налогообложения работ по ремонту и содержанию совместного домового имущества управляющими структурами, если данные работы осуществили юрлица или ИП, заключившие с ними соответствующий договор. Однако доходы, получаемые этими лицами от этой деятельности, также подлежат обложению указанным налогом.

Налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от НДС исполнение коммунальных услуг, различных работ по ремонту и содержанию домового имущества, осуществляемых непосредственно самими управляющими организациями, что вызывает недоумение у предпринимателей, занятых в данной хозяйственной сфере.

Услуги в ЖКХ облагаются НДС.

Позиция арбитражного суда

Подобный вывод подтверждает и правовая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенная в Постановлении его Пленума от 2021 года.

В документе говорится, что если тариф утверждался государственным органом без учета НДС, то поставщик ресурсов, выполняя норму закона, имеет полное право предъявить покупателю, т.е. управляющей компании, дополнительно к определенной цене соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Если цена ресурсов будет определена регулирующим органом с добавлением НДС, то у организации, поставляющей ресурсы, нет никаких оснований выставлять покупателю сумму НДС сверх установленного тарифа.

Есть ли льгота

Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.

Важно

! Норма закона по освобождению деятельности по оказанию коммунальных услуг от обложения налогом, позиционируется законодателями как льгота для компаний, их оказывающих. Однако на практике никаких экономических выгод предпринимателям она не несет, а их услуги жителям в общеустановленном порядке облагаются НДС, что повышает их стоимость и невыгодно как для предпринимателей, так и для потребителей.

Проблема состоит в том, что согласно законодательным нормам, регулирующим условия и порядок осуществления коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями этой работы называются УО, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы. На практике же они сами непосредственно их не оказывают, однако в нормативных актах названы исполнителями.

В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.

На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара. Другими словами, та часть товарной продукции, которая была добавлена к исходному продукту, и будет представлять собой налогооблагаемую базу. Сам по себе же данный вид налога является косвенным, потому что реализаторы изначально вкладывают его в стоимость каждого изделия, в связи с чем в конечном итоге НДС перечисляется потребителями продукции.

Облагаются ли по закону коммунальные платежи ндс

КУ, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК и другими специализированными потребительскими кооперативами.
ФНС РФ делает вывод, что от налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг только тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Читайте о правилах предоставления КУ в 2021 году 2021 0 Организация коммунального комплекса Коммунальные услуги, осуществляемые организациями коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС.

Что такое организация коммунального комплекса, объясняет Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ.

Ндс и коммунальные платежи

Внимание

При дальнейшей реализации управляющей компанией коммунальных услуг гражданам (населению) исчисление НДС на основании подп.

29 п. 3 ст. 149 НК РФ не производится. Управляющая компания учитывает «входной» НДС по приобретенным коммунальным услугам в их стоимости (п.

2 ст. 170

Инфо

НК РФ). Следовательно, граждане оплачивают коммунальные услуги, предоставленные им управляющей организацией, по стоимости, учитывающей сумму НДС.

Если граждане приобретают коммунальные услуги непосредственно у организаций коммунального комплекса, то согласно п.

6 ст. 168 НК РФ соответствующая сумма НДС включается в цену (тариф).

Налоговики отметили, что независимо от того, кому реализуются коммунальные услуги (управляющей компании или непосредственно гражданам) их стоимость с учетом НДС будет одинаковой, а вот порядок предъявления НДС — разный.

Тарифы на коммунальные услуги и ндс

Управляющей организации предъявляются тариф и сумма НДС, исчисленная с этого тарифа, а непосредственно населению — тариф, увеличенный на сумму налога.

Поэтому у управляющей организации (исполнителя коммунальных услуг) убытка от предоставления населению коммунальных услуг не возникает. Свою точку зрения налоговики проиллюстрировали на числовом примере.
пример Тариф на коммунальные услуги для организаций установлен в размере 100 руб. без

Важно

НДС, а для населения — 118 руб., в том числе НДС 18 руб.

Если организация коммунального комплекса реализует услуги управляющей организации, то последней предъявляются тариф и сумма НДС, исчисленная с этого тарифа (то есть 100 руб. плюс 18 руб.), которая учитывается у управляющей организации в стоимости таких коммунальных услуг. Дальнейшая реализация этих услуг населению производится за 118 руб. без НДС.

Ндс со стоимости коммунальных услуг

Таким образом, налог на добавленную стоимость не начисляется в случае предоставления каких-либо коммунальных услуг со стороны управляющих компаний по той стоимости, которая соответствует цене приобретения у компаний коммунального комплекса, а также поставщиков электричества или газа. Точно так же не освобождаются от необходимости выплаты данного налога какие-либо работы, связанные с поддержанием зданий в нормальном состоянии и проведением ремонта общедомового имущества. При УСН На сегодняшний день управляющие компании, ведущие свою деятельность на основании упрощенной системы налогообложения, оказываются в несколько двойственной ситуации.

Павшинская пойма «микрорайон красногорье»

Вопрос обложения НДС стоимости услуг, реализуемых организациями коммунального комплекса, не раз становился предметом судебных разбирательств.

ФНС России в письме от 06.02.2013 № ЕД-19-3/11 разложила этот вопрос «по полочкам».

Порядок от ФНС России Налоговики напомнили, что реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав являются объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146

НК РФ). Однако предоставление коммунальных услуг гражданам управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами (далее — управляющая компания) НДС не облагается (подп.

29 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Оплата коммунальных услуг с течением времени становится для современных граждан все более и более актуальной проблемой и, в частности, это связано с тем, что они создают серьезную финансовую нагрузку.

Существует достаточно большое количество факторов, которые могут повысить стоимость коммунальных услуг, причем происходит это абсолютно необоснованно, в связи с чем многие граждане на сегодняшний день стараются всячески от них избавиться.

В частности, достаточно часто люди стараются понять, облагаются ли коммунальные платежи НДС или нет.

Необходимые определения

НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.

В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.

На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.

Другими словами, та часть товарной продукции, которая была добавлена к исходному продукту, и будет представлять собой налогооблагаемую базу. Сам по себе же данный вид налога является косвенным, потому что реализаторы изначально вкладывают его в стоимость каждого изделия, в связи с чем в конечном итоге НДС перечисляется потребителями продукции.

Формирование цены на ЖКУ

Состав стандартной оплаты коммунальных услуг включает в себя несколько ключевых взносов, а именно:

  • Ведение текущего ремонта недвижимости, а также поддержание ее в нормальном состоянии. В частности, сюда входят различные услуги, перечисленные в составленном с гражданами договоре управления. Данный взнос рассчитывается в соответствии с одним из наиболее «непрозрачных» тарифов на сегодняшний день из всех, которые предусмотрены для коммунальных услуг.
  • Коммунальные услуги, куда входят все необходимые работы и ресурсные поставки, которые требуются для обеспечения максимально комфортной жизни современных граждан. Другими словами, речь идет об электричестве, газе, отоплении, а также снабжении и отведении воды.
  • Другое. Сюда входит полный перечень услуг, которые предоставляются не коммунальными службами, а какими-либо посторонними организациями, заключающими соглашение непосредственно с владельцами той или иной недвижимости. В частности, это касается телевидения, радио и прочих аналогичных услуг.

Плата за поддержание жилья в нормальном состоянии и проведение ремонтных работ включает в себя всевозможные работы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также ведение деятельности, связанной с содержанием и текущим ремонтом различного имущества, находящегося в общедомовой собственности.

Среди наиболее очевидных услуг этого рода стоит выделить:

  • облагораживание участков около дома;
  • вывоз мусора;
  • проведение уборки во дворах возле дома;
  • поддержание в безопасности и чистоте каких-либо общественно-полезных территорий;
  • проведение всевозможных ремонтных работ.

Формально, в соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса оплата коммунальных услуг определяется самими собственниками недвижимости в процессе проведения общего собрания жильцов.

Статья 156. Размер платы за жилое помещение

По факту же, руководствуясь частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса, в преимущественном большинстве случаев используются те тарифы, которые были установлены региональными органами власти отдельных субъектов.

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, которые предоставляются специализированными организациями коммунального комплекса. В соответствии с действующим законодательством не могут освобождаться от необходимости перечисления налога на добавленную стоимость.

Само понятие коммунального комплекса прописано в Законе №210-ФЗ, который был принят 30 декабря 2021 года, и представляет собой юридическое лицо, которое занимается обустройством систем коммунальной инфраструктуры, а также эксплуатацией всевозможных объектов, предназначенных для утилизации ТБО.

Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в данном случае не имеет какой-либо существенной разницы, но в то же время достаточно важную роль играет порядок использования указанной системы коммунальной инфраструктуры.

Ее использование должно осуществляться для того, чтобы производить какую-либо товарную продукцию или же оказывать услуги, необходимые для поставки гражданам воды, тепла, электричества, а также очистки и отведения сточных вод.

В пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса говорится о том, что в процессе реализации товарной продукции налогоплательщик в данном случае должен предъявить к изначальной стоимости товара также дополнительную сумму налога.

Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю

Облагаются ли коммунальные платежи НДС

В соответствии с нормами, указанными в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса, говорится о том, что реализация коммунальных услуг полностью освобождается от налога на добавленную стоимость.

Данное правило применяется только в том случае, если коммунальные услуги предоставляются товариществами владельцев недвижимости, управляющими организациями, а также другими потребительскими специализированными кооперативами, формирование которых осуществлялось для того, чтобы удовлетворить потребности граждан в недвижимости, а также обеспечить оптимальное обслуживание общедомовых инженерных систем.

Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

При этом стоит отметить тот факт, что указанная норма не предусматривает возможность освобождения от налога каких-либо коммунальных услуг, которые продаются управляющим организациям специализированными коммунальными комплексами, а также поставщиками газа и электричества.

Таким образом, налог на добавленную стоимость не начисляется в случае предоставления каких-либо коммунальных услуг со стороны управляющих компаний по той стоимости, которая соответствует цене приобретения у компаний коммунального комплекса, а также поставщиков электричества или газа.

Точно так же не освобождаются от необходимости выплаты данного налога какие-либо работы, связанные с поддержанием зданий в нормальном состоянии и проведением ремонта общедомового имущества.

При УСН

На сегодняшний день управляющие компании, ведущие свою деятельность на основании упрощенной системы налогообложения, оказываются в несколько двойственной ситуации. Так как изначально тарифы указываются с учетом налога на добавленную стоимость, граждане оплачивают их с учетом данной выплаты, и если в дальнейшем компания, работающая на упрощенной системе, не оплатит в бюджет соответствующую сумму, по факту она ей будет присвоена, что в соответствии с действующим законодательством представляет собой непосредственное нарушение государственной ценовой дисциплины.

Таким образом, если компания, занимающаяся предоставлением коммунальных услуг, работает на упрощенной системе и не хочет оплачивать налог на добавленную стоимость в соответствии с общеустановленным порядком, то в таком случае ей стоит обратиться в орган местного самоуправления для того, чтобы добиться возможности указания тарифов для граждан, не включая в них указанную выплату.

Чтобы добиться реализации данной цели, можно инициировать проведение специализированной экспертизы тарифов, результатом которой будет указание на то, что отсутствие в установленных ценах налога на добавленную стоимость в конечном итоге позволит существенно сократить затраты для обычных граждан.

Из статьи вы узнаете облагаются ли НДС коммунальные платежи и как рост НДС повлияет на них.

Что понимается под коммунальными платежами

В соответствии с положениями Жилищного Кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Цена коммунальных услуг

Нужно ли выставлять НДС потребителю коммунальных услуг? Минфин разъяснил, что объектом налогообложения в данном случае являются: операции по производству товаров и осуществлению работ и услуг на территории России, передача имущественных прав. Другие операции налогами не облагаются.

Согласно НК РФ реализация КУ, которые предоставляет управляющая МКД организация — не подлежит налогообложению.  От налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, которые осуществляют организации коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС. Организация коммунального комплекса — юридическое лицо, которое  занимается системами коммунальной инфраструктуры, эксплуатирует объекты для утилизации ТКО.

Важно

, как организация  использует системы коммунальной инфраструктуры. Если систему применяют для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, то при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.

Бухгалтерские ошибки приводят к тяжелым последствиям — штрафам, увольнениям и уголовной ответственности. В зоне риска бухгалтеры и руководители организаций. Мы изучили типичные ошибки, которые допускают бухгалтеры, и рассказали, чем они опасны и как их избежать.

Должна ли облагаться НДС деятельность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг потребителям в МКД?

С 1 января 2021 г. от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.

Правомерность предъявления УО и ТСЖ к уплате суммы НДС, начисленной сверх применяемого тарифа за КУ

Существующие тарифы на коммунальные услуги в различных субъектах Российской Федерации и на различные виды коммунальных услуг утверждаются как с учетом налога на добавленную стоимость (НДС), так и без учета НДС.

В это связи возникают многочисленные разбирательства между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и УК (управляющими организациями, ТСЖ, ЖК, ЖСК).

С одной стороны Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 5 октября 2021 г. № 57 разъяснил, что из толкования во взаимосвязи ст.ст. 135 и 137 ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в данном Постановлении ВАС РФ правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами — членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на предоставление коммунальных услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений в МКД.

С другой стороны, сложившаяся судебная и правоприменительная практика свидетельствуют об обратном: НДС платить надо.

Так, в частности, Федеральный арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 17 мая 2021 г. № КГ-А41/3495-11 по делу № А41-23564/10 пришёл к выводу, что указание в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 5 октября 2021 г. № 57 на освобождение ТСЖ от исчисления суммы НДС по операциям, связанным с оказанием услуг гражданам по предоставлению коммунальных услуг, не означает, что ТСЖ освобождается от уплаты НДС в отношениях по приобретению коммунальных услуг по договорам, заключенным с ресурсоснабжающими организациями.

Суд нижестоящей инстанции (Арбитражного суда Московской области) по мнению ФАС Московского округа не учел, что тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению были утверждены уполномоченным органом без учета НДС, в связи с чем увеличение тарифа на сумму НДС при реализации предприятием услуг водоотведения не противоречит п. 6 ст. 168 Налогового кодекса РФ, согласно которой при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).

Рассматриваемый вопрос также нашел отражение в постановлениях Президиума ВАС, причем позиции в указанных постановлениях содержатся прямо противоположные.

Постановление Президиума ВАС РФ от 22 февраля 2021 г. № 12552/10 содержит вывод о том, что расчет РСО суммы задолженности ТСЖ за услуги водоснабжения и водоотведения с учетом тарифа, установленного для РСО, увеличенного на сумму НДС, не соответствует нормам Налогового кодекса РФ , Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2021 г. № 307 (действующих на момент судебного разбирательства – прим. авт.).

Президиум ВАС отметил, что при расчетах между ТСЖ и РСО подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, в то время как при определении суммы задолженности суд нижестоящей инстанции счел, что тарифы, установленные органом местного самоуправления на услуги водоснабжения и водоотведения, не включают НДС.

В Постановлении Президиума ВАС от 22 февраля 2021 г. № 12552/10 указано, что у РСО отсутствовали основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18 %.

Далее в связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров между РСО и исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ, ЖК, ЖСК, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дает арбитражным судам следующие разъяснения (Постановление от 17 ноября 2021 г. № 72).

Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с РСО с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости — назначена экспертиза.

Если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у РСО отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.

Если при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление РСО к оплате УК дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению .

Кроме того, исполнитель коммунальных услуг, уплативший РСО сумму НДС сверх тарифа, размер которого утвержден с учетом НДС, на основании п. 1 ст. 2021 Гражданского кодекса РФ вправе требовать возврата этой суммы как неосновательно приобретенной ресурсоснабжающей организацией.

Как новый размер НДС отразится на плате за ЖКУ

С 2021 года общая ставка НДС увеличится с 18 до 20 процентов.

Изменения коснутся организаций, которые применяют общую систему налогообложения и не пользуются льготой в части реализации коммунальных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, которые приобретают у сторонних специализированных организаций

Организации, которые находятся на общей системе налогообложения и ведут раздельный учет НДС, имеют право применять льготу по налогу на добавленную стоимость на основании подпунктов 29–30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса. В таком случае дополнительные затраты не возникают

Если УО или ТСЖ, ЖК, ЖСК применяют упрощенную систему налогообложения (УСН), то они не оплачивают НДС (п. 2 ст. 346.11 НК). В этом случае организациям не начисляют НДС на реализацию своих услуг по управлению МКД.

Да, повлияет. Из-за роста НДС тарифы на коммунальные услуги вырастут более чем на 4 процента. Чтобы синхронизировать налоговое и тарифное законодательство, индексацию тарифов разбили на два этапа:

  • с 1 января 2021 года тарифы увеличат на 1,7 процента;
  • с 1 июля 2021 года — на 2,4 процента.

В регионах предельные индексы в июле утверждают власти субъектов РФ.

Остальные ответы на вопросы читайте в статье журнала «Управление МКД»

Как оплатить коммунальные услуги ЖКХ без комиссии

Оплатить услуги без комиссии можно:

  • в учреждениях ЖКХ
  • в банках, но узнайте,  взимают комиссию или нет в конкретном банке.
  • на  почте 
  • с помощью банкомоматов

На основании пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению НДС операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых гражданам управляющими организациями. Данные операции не облагаются НДС при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Таким образом, освобождение от НДС операций по реализации коммунальных услуг распространяется только на управляющие организации, которые в установленном порядке предоставляют коммунальные услуги гражданам.

При этом освобождение от НДС коммунальных услуг, реализуемых организациями коммунального комплекса, статьей 149 НК не предусмотрено.

Учитывая изложенное, реализация коммунальных услуг организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС. При дальнейшей реализации УК коммунальных услуг физическим лицам (потребителям) исчисление НДС не производится.

Например, если организация коммунального комплекса реализует коммунальную услугу управляющей организации, то УК предъявляются тариф и сумма НДС, исчисленная с этого тарифа (предположим, 100 руб. и 18 руб. — сумма НДС), которая учитывается у управляющей организации в стоимости приобретенных коммунальных услуг. Дальнейшая реализация этих услуг потребителям производится за 118 руб. с учетом НДС.

Кроме того, необходимо учитывать, что управляющая организация вправе отказаться от освобождения от налогообложения операций, указанных в пункте 3 статьи 149 НК.

В этом случае если управляющая организация отказалась от применения освобождения, то к оплате потребителям предъявляется тариф, увеличенный на сумму НДС (например, тариф 100 руб. без НДС и 18 руб. — сумма НДС, что в итоге также составляет 118 руб., в том числе НДС 18 руб.).

Такие разъяснения дала ФНС в письме № СД-19-3/197 от 27.12.16.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: