Особенности образования земельного участка путем перераспределения

При объединении
смежных земельных участков образуется
один земельный участок. При этом, участки,
из которых путем объединения образован
новый участок, прекращают свое
существование.
Необходимость объединения
земельных участков возникает, например,
в случае, когда одному лицу принадлежат
несколько смежных участков и это лицо
намерено осуществить строительство на
таких участках. Нельзя объединить
земельные участки с разным целевым
назначением
. Для объединения земельных
участков с разным целевым назначением
необходимо осуществить комплекс
организационно-правовых мероприятий,
направленных на устранение этого
различия
. Нельзя объединить земельные
участки не имеющие общих границ.

33.Особенности образования зем.Участков путём перераспределения.

Статьей 11.2 ЗК РФ
предусмотрен такой способ образования
земельных участков как перераспределение.
Статьей 11.7 ЗК РФ установлены особенности
указанного способа образования земельных
участков:


1.
Перераспределение земельных участков
частной собственности.

Статья 11.7 ЗК РФ не
устанавливает ограничений для
перераспределения земельных участков,
находящихся в частной собственности. 

При таком перераспределении
важно соблюдать лишь установленные ЗК
РФ условия, а именно – перераспределение
осуществляется на основании соглашения
собственников смежных земельных
участков, в котором указываются все
характеристики образуемых земельных
участков и иные условия, связанные с
таким перераспределением, а также
условия возникновения права на
образованные земельные участки у каждого
из участников соглашения.

2. Перераспределение
земельных участков частной и земельных
участков (земель) публичной собственности.

По общему правилу
ст.11.7 ЗК РФ предусмотрен запрет на
перераспределение земельных участков,
которые находятся в частной собственности,
и земельных участков (земель), которые
находятся в государственной или
муниципальной собственности.

Тем не менее, из данного
правила есть исключение – два случая,
при которых допускается перераспределение
земельных участков частной и публичной
собственности, закрепленных п.3 ст.11.7
ЗК РФ. Во-первых, такое перераспределение
земельных участков возможно в границах
застроенной территории, в отношении
которой в соответствии с Градостроительным
кодексом Российской Федерации принято
решение о ее развитии и заключен договор
о развитии застроенной территории
. И,
во-вторых, перераспределение земельных
участков, находящихся в публичной
собственности и частной собственности,
допускается в целях образования земельных
участков для размещения объектов
капитального строительства, предусмотренных
пунктом 1 статьи 49 ЗК РФ.

При перераспределении
частных и публичных земельных участков
условия приобретения права частной или
государственной либо муниципальной
собственности на образуемые земельные
участки определяется в соглашении между
их собственниками.

В случае, если
перераспределение осуществляется в
отношении земельных участков (земель),
государственная собственность на
которые не разграничена, то стороной в
вышеуказанном соглашении является
орган местного самоуправления, который
в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от
25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие
Земельного кодекса РФ» уполномочен на
распоряжение такими земельными участками
(землями).

 3. Перераспределение
земельных участков (земель) публичной
собственности
.

Исходя из толкования
статьи 11.7 ЗК РФ не допускается
перераспределение земельных участков
разного уровня публичной собственности.

Данная позиция также
подтверждается наличием в действующем
законодательстве РФ специальных правовых
норм, закрепляющих случаи, основания и
процедуру передачи земельных участков
от одного публичного собственника
другому (например, Федеральный закон
от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных
участков, находящихся в границах курортов
федерального значения, в собственность
субъектов Российской Федерации или
муниципальную собственность, об отнесении
указанных земельных участков к федеральной
собственности, собственности субъектов
Российской Федерации или муниципальной
собственности и о внесении изменения
в Федеральный закон «Об особо охраняемых
природных территориях», Закон Красноярского
края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании
земельных отношений в Красноярском
крае» и другие). Таким образом,
перераспределение земельных участков
различного уровня публичной собственности
предполагает обход установленной
процедуры передачи зем.участков.

Не допустимо
перераспределение земельных участков,
находящихся в разных населенных пунктах
либо в разных муниципальных образованиях.

 Перераспределение
земельных участков допускается в случае
нахождения таких земельных участков в
собственности одного публичного
собственника и в границах одного
населенного пункта, при отсутствии
таких границ – в границах одного
муниципального образования.

Перераспределение
земельных участков.(краткое объяснение
)

При перераспределении
нескольких смежных земельных участков
образуются несколько других смежных
земельных участков, и существование
таких смежных земельных участков
прекращается.
Перераспределение
смежных земельных участков может быть
обусловлено хозяйственной необходимостью
владельца одного участка использовать
часть смежного участка и наоборот.

Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года.

Правила образования земельных участков в 2021 году

В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2021 году:

  • Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
  • Перераспределение земельных участков
  • Раздел (один участок делится на несколько)

Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2021 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.


Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков?

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года

Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года? По закону теперь нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2021 года упразднили и заменили на садовый участок. Остальные новшества законодательства касаются общих изменений в системе кадастра, а также комплексных кадастровых работ. Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.

Порядок действий при перераспределении

Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.

Заявление о перераспределении земельных участковЗаявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.

В заявлении обязательно должно быть указано:

  • ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
  • Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
  • Кадастровые номера участков

Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:

  • выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
  • проект межевания территории
  • схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).

Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.

Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков
. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.

Кто оформляет перераспределение земельного участка

Мы выяснили, что для перераспределения земельных участков требуется ряд документов. А кто оформляет перераспределение земельного участка? Порядок перераспределения земельных участков предполагает участие не только собственников земель, в том числе муниципальных, государственных органов, но других структур и лиц. Так, в результате перераспределения готовится межевой план, право подписи которого принадлежит только зарегистрированному кадастровому инженеру, кроме того, кадастровый инженер дает консультации и оказывает помощь как на этапе подготовки документов (схем, проектов), так и после заключения соглашения.
Диск с межеванием, а также пакет документов для регистрации вновь созданных перераспределенных земельных участков, передается в местный МФЦ, для последующей регистрации в органах Росреестра.
Когда вновь созданные участки будут поставлены на кадастровый учет, тогда старые прекратят свое существование.
Таким образом, за счет перераспределения земельных участков возможно увеличение или уменьшение площади таковых
. Увеличение площади (прирезка земельного участка) может быть как за счет государственных (муниципальных) земель, так и за счет частной собственности. Как правило, при таком раскладе, в соглашении обычно прописывается денежная компенсация.

Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Перераспределение земельных участков

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые.

Перераспределение земельных участков: определение, особенности

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Особенности перераспределения земельных участков таковы:

  • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
  • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
  • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

Перераспределение как способ образования земельных участков

Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

  • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
  • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
  • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 — 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.

Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

Цель перераспределения земельного участка

Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.

Возможные причины:

  • неудачная форма, изломанная линия границы;
  • вкрапления/вклинивания смежных участков;
  • логистические сложности;
  • необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
  • отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
  • неудобный подход/подъезд.

Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.

До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2014 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.

Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения

На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.

Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

  • отдельный самостоятельный договор;
  • часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).

На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).

Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности

Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:

  • не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
  • предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).

Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.

Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:

  • исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
  • осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
  • осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
  • преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):

  • проекта межевания территории;
  • схемы расположения участка на кадастровом плане.

К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.

Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения

Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.

Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

  • взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
  • распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
  • сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.

Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

  • утверждение схемы расположения участка;
  • согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
  • мотивированный отказ.

Регистрация перераспределения земельных участков

Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.

Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.

Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

Отказ в перераспределении земельного участка

Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:

  • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
  • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
  • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
  • границы исходного участка подлежат уточнению;
  • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
  • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.

Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
  • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.

Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:

  • превышающие гранично допустимые размеры;
  • ограниченные в обороте;
  • зарезервированные для публичных нужд;
  • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
  • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

Отказ в перераспределении может быть дан:

  • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
  • границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
  • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
  • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ЧАСТНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Науки о Земле

Русакова Мария Юрьевна

Ключевые слова:

КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ; ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; ГРАНИЦЫ; CADASTRAL WORKS; LAND TENURE; STATE OWNERSHIP; BOUNDARIES.

Аннотация: В статье рассматриваются сходства и различия перераспределения земель в частной с государственной собственностью, частной с частной собственностью. Приведены положительные последствия от перераспределения на примере земельного участка в Кадуйском районе Вологодской области.

Под перераспределением земельных участков в соответствии с ЗК РФ понимается образование из первоначальных смежных участков нескольких других смежных земельных участков. При этом существование первоначальных участков прекращается [2]. Право собственности на вновь образованные в результате перераспределения земельные участки возникает в соответствии с соглашениями между правообладателями об образовании земельных участков [4]. Перераспределение границ можно применять по отношению к участкам, которые удовлетворяют следующим требованиям: не находятся под судебным арестом; прошли кадастровый учёт; смежные; относятся к одной категории земель. Для всех участков должен быть установлен единый вид разрешённого землепользования.

В основном перераспределение земель и земельных участков применяется в случае присоединения к участку земли (прирезок) принадлежащей государственным или муниципальным органам власти. Так же прирезки могут помочь устранить недостатки землевладения: вытянутость границ, вкрапливание и другие [3]. Для юридического оформления увеличения земельного участка за счёт прирезки, принадлежащей муниципальным или государственным землям, существует следующий порядок действий. Оформление начинается с подачи заявления об увеличении площади участка путём перераспределения в орган исполнительной власти и его рассмотрения, далее при положительном решении проводятся кадастровые работы и постановка на учёт с заключением договора, оплатой и регистрацией прав.

Также часто перераспределение осуществляется в случае, когда оба земельных участка находятся в частной собственности. Порядок оформления перераспределения в таком случае представлен на схеме (рисунок 1).


Рисунок 1 – Порядок оформления перераспределения земельных участков в частной собственности

При анализе порядка перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, и перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности с землями или земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, были выявлены основные их сходства и различия. К основным сходствам можно отнести то, что обоих случаях по результатам кадастровых работ составляется межевой план, который предоставляется в орган кадастрового учета. К различиям:

— при перераспределении земель в частной собственности с муниципальной или государственной к основному пакету документов прилагается еще схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
— различны сроки проведения процедуры и ее оплаты, для частной собственности цена устанавливается на договорной основе, в другом случае — назначается уполномоченным органом;
— очередность подачи заявления о перераспределении: в первом случае после кадастровых работ, а во втором до них.

Любое перераспределение земельных участков включает в себя комплекс подготовительных, кадастровых и полевых процедур, сопровождающихся в дальнейшем кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на земельные участки. На этапе подготовительных работ проводится изучение документов на участок и получение данных из ЕГРН. На этапе полевых работ геодезисты проводят измерения фактических границ земельных участков, а также границ, образуемых в результате перераспределения. [1]

Перераспределение, как способ устранения недостатков землепользования, рассмотрен на примере участка, находящегося в частной собственности, и землями в государственной собственности, находящимися в Кадуйском районе Вологодской области (рисунок 2).


Рисунок 2 – Чертеж земельного участка

В результате проведенных работ была осуществлена прирезка трех частей из государственной собственности общей площадью 211 квадратных метров. Таким образом площадь вновь образованного участка составила 2021 кв.м., так же:

— вид разрешенного использования остался прежним;
— устранены вкрапливание и изломанность границ, улучшилась конфигурация участка: коэффициент компактности вместо 1,1 стал равен 1,0;
— разовое пополнение муниципального бюджета за счёт продажи 211 кв.м. земель из государственной собственности на 12 497, 53 руб., ежегодно будет взыматься дополнительный земельный налог;
— по отдельности в виде трёх отдельных земельных участков земли площадью 211 кв.м для садоводства быть предоставлены не могли в соответствии с действующими градостроительными регламентами.

Таким образом, перераспределением земельных участков является одним из способов образования земельного участка, а также эффективным механизмом устранения недостатков землепользования. Благодаря этой процедуре, земельный участок принимает правильную форму (форму прямоугольника), обеспечивающую компактное расположение участков относительно друг друга, что позволяет использовать земельные ресурсы в полном объеме.

Список литературы

  1. Гряда, Э.А. Перераспределение как способ образования земельных участков / Э.А. Гряда // Юрист. – 2013. – № 18. – С. 19-23.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс]: офиц. Сайт. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/
  3. Тесаловский, А. А. Учёт коэффициента вытянутости при расчёте точности определения площадей объектов землеустройства и кадастрового учёта / А. А. Тесаловский, К. А. Ситник, Ю. С. Головина //Вузовская наука – региону Материалы XV Всероссийской научной конференции с международным участием. – 2017. – С. 325-327.
  4. Ципинова, Б.С., Синельникова И. Е., Астахова И. А. Законодательная и нормативно-правовая база образования (перераспределения) земельных участков / Б.С. Ципинова, И. Е. Синельникова, И. А. Астахова // Новые технологии. – 2016.– № 4. –С. 149-154.

Образование земельных участков путем перераспределения, как показывает практика, наиболее часто бывает востребовано в случаях, когда у владельца земельного участка имеется желание «прирезать» к своей земле часть иного земельного участка, находящегося в собственности иного владельца, например у государства или муниципалитета. Хотя это далеко не единственный случай.

Его применяют, когда требуется узаконить самозахват земли, а также часто используют как один из методов урегулировать конфликты между соседями и найти оптимальное решение земельных споров. Но, в любом случае суть перераспределения остается одинаковой — это образование из первоначальных смежных участков несколько других смежных земельных участков путем их разделения или объединения.

Однако само понятие «перераспределение земельных участков» не просто словообразовательная форма, обобщающая такие действия как «объединение земельных участков» или «раздел земельного участка». И в этом заключается основная особенность образования земельных участков путем перераспределения.

Перераспределение как один из способов образования земельных участков

Долгое время термин «перераспределение земельных участков» имел совсем иное значение. Еще в 2021 году Указом Президента РФ  «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» было определено, что те земельные участки, которые остались после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, кооперативов, акционерным обществам и т. д. включались в фонды перераспределения земель.

И хотя создание фонда перераспределения земель предусматривается Земельным кодексом России и в настоящее время, но к вопросу образования земельных участков он не имеет никакого отношения.

В настоящее время, как гласит ЗК ФР, перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков, наряду с иными способами, такими как объединение, разделение или выдел.  Именно он позволяет, в рамках одной процедуры, добиваться того же эффекта, что и выполнение ряда последовательных действий, которые приходилось делать ранее. 

Конкретный пример. Вы имеете желание прирезать к своей земле часть муниципальной территории. Раньше требовалось сначала провести процедуру объединения земельных участков, а затем провести процедуру разделения земельных участков. Пришлось бы дважды проходить все бюрократические мытарства (сначала об объединении, затем о новом разделе), дважды оплачивать необходимые кадастровые работы и проводить межевание, оформлять права собственности, регистрировать новые участки в ЕГРН и т. д.  Представьте, какой ад пришлось бы вам пройти, если бы таких участков было не два, как в примере, а три или более.

Перераспределение земельных участков, позволяет вам провести все необходимые мероприятия в рамках одного цикла.  

Запрет на перераспределение земельных участков

Перераспределение границ невозможно применять по отношению к участкам, которые:

  •        находятся под судебным арестом;
  •        не прошли кадастровый учёт;
  •        не являются смежными;
  •        не относятся к одной категории земель.

Порядок оформления перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности

Убедившись, что перераспределяемые земельные участки не относятся к категориям, в отношении которых процедура перераспределения запрещена, от вас потребуется:

  •        заранее договориться с владельцами смежных земель о перераспределении, можно в устной форме;
  •        обратиться в геодезическую компанию, провести межевание земельных участков для установления новых границ;
  •        посетить местную администрацию и подать заявление о перераспределении границ;
  •        дождаться получения решения по утверждению плана землевладений с зафиксированными изменениями;
  •        поставить землю с измененными границами на кадастровый учет;
  •        получить кадастровый паспорт с новыми утвержденными границами.

Порядок оформления перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

  •        подать заявление об увеличении площади участка путём перераспределения в орган исполнительной власти для его рассмотрения
  •        при положительном решении, пригласить кадастрового инженера для изменения земельных границ;
  •        поставить землю с измененными границами на кадастровый учет;
  •        обратится за получением кадастрового паспорта с новыми утвержденными границами.

Как видите, есть и сходство и небольшие отличия, которые вносят свои особенности.

Сходство

Главное сходство в том, что обоих случаях по результатам кадастровых работ составляется межевой план, который требуется предоставить в орган кадастрового учета.

Различия

  •        при перераспределении земель, находящихся в частном владении с землями муниципальной или государственной собственности к основному пакету документов обязательно должна быть приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
  •        различаются сроки проведения процедуры и ее оплаты. Так, для частной собственности цена устанавливается на договорной основе, в другом случае цена назначается уполномоченным органом власти;
  •        различается очередность подачи заявления о перераспределении: в случае частной собственности заявление подается после проведения кадастровых работ, а с землями государственной и муниципальной собственности заявление подается до проведения кадастровых работ.

В завершение хочется отметить, что так называемые прирезки могут помочь устранить недостатки землевладения такие как вытянутость, изломанность границ или вкрапливание. Вы получаете увеличение своего участка, устраняете режущие глаз неудобства, улучшаете коэффициент компактности. Но и муниципалитеты внакладе не остаются. Они получают пополнение бюджета в виде разовой продажи участков земли и ежегодных земельных налогов.

Конечно, бюрократия еще долго будет пугать наших сограждан. Но это не повод отказывать себе в улучшении жизни. Расширяйте свои владения, улучшайте условия и не пренебрегайте помощью земельных юристов. Тогда оформление земельных участков будет приносить вам радость, а не головную боль.

Один из главных вопросов, волнующих собственников – изменение границ своего участка, расширение территории. Перераспределение земельных участков или, по-другому, разбивка на части, законна, регулируется законами Земельного кодекса РФ (32.29; 11.2 и др.). Для проведения процедуры установлен специальный порядок, список необходимых документов, правила их составления. Оформить перераспределение может сам собственник – инициатор или доверенное лицо. Существуют юридические организации, которые полностью ведут сделку от этапа установления собственника до передачи новых данных в Госкадастр.

Понятие

Чтобы понимать, что такое перераспределение земельных участков, нужно ознакомиться с понятием межевания земли. В данном случае из нескольких участков на одной территории образуются два или более других участков при неизменной общей площади. Происходит только перемещение границ межевания. Причём прежние земельные объекты перестают существовать, появляются новые, независимые от прежних, ЗУ.

Межевой план на перераспределение представляет собой объединённые промежуточные планы – один на раздел, второй – на объединение. Составить такой план может только кадастровый инженер путём измерений и обработки камеральных данных.

Чаще к такому виду межевания прибегают собственники участков, которые желают дорезать к своему наделу часть муниципальных земель. Также компании-застройщики пользуются перераспределением, когда сдают готовые объекты в рамках одной площади разным собственникам.

Собственник изменённого надела обязан внести данные об объекте в базу Государственного Кадастра Недвижимости. Так как участок вновь образован и должен иметь индивидуальные кадастровые характеристики.

Факторы отказа в перераспределении:

  1. Если муниципальный надел, относительно которого планируется процедура, участвует в продаже на аукционе.
  2. Если участки не имеют ни одного отрезка соприкосновения, не являются смежными.
  3. Если на территории не проводилось межевание, границы не обозначены.
  4. Если участки относятся к разным территориальным субъектам РФ.
  5. Если действующие участки находятся на землях разного разрешённого пользования. В таких ситуациях можно написать заявление местным властям Земельного комитета об изменении вида разрешённого пользования.

Процедура сложная и редко одобряется муниципалитетом.

Оформление образования земельных участков путём перераспределения земельных участков осуществляется на возмездной основе, если увеличилась площадь за счёт добавки муниципальной территории (прирезок). Порядок оплаты регулируется региональной властью на основании Постановления № 2021 от 02.12.2014.

Например, в Курской области стоимость оформления перераспределения составляет 15% от КС того отрезка участка муниципалитета, на которую хочет расшириться инициатор. Сумма рассчитывается пропорционально участвующей в процедуре площади. Например, если кадастровая стоимость исходного соседнего участка, размером в 2021 м², составляет 1 млн рублей, а собственник желает расширить свой надел на 100 м², то цена переоформления составит 1000000 * 15% / 10 (присоединяется одна десятая часть) = 15000 рублей.

Порядок действий

Начинать переоформление границ нужно с определения собственника соседствующего участка. Если установлено, что территория принадлежит муниципалитету, приступать к следующему шагу.

Рекомендуем ознакомиться:

Этапы:

  1. Определить, имеют ли участки одинаковые виды разрешённого пользования и относятся ли они к одному территориальному субъекту. Если обнаружатся несоответствия хотя бы по одному из этих пунктов, гарантирован отказ.
  2. Убедиться в том, что изменение границ земельных участков не приведёт к нарушению требования о максимальной площади (по Правилам землепользования и застройки). А также, что есть доступ к соседям со своей территории.
  3. Рассмотреть исходный проект межевания.
  4. Если ПМТ (проект межевания территории) отсутствует, необходимо составить будущий план с помощью кадастровых инженеров.
  5. Подать заявление о перераспределении в регистрационную палату плюс пакет документов.
  6. Подписать соглашение.
  7. Сделать постановку на учёт новых объектов.

Для определения вида разрешённого использования, направления запроса об исходном межевании можно обратиться в кадастровую палату, посмотреть на сайте Росреестра или запросить выписку из ЕГРН.

Соответствие Правилам землепользования и застройки конкретного участка можно определить, сделав запрос на сайте Госуслуг.

Необходимые документы

Чтобы было проведено перераспределение, нужно подать следующие документы в кадастровую палату:

  • паспорт для физического лица, выписка из ЕГРЮЛ – для юридического лица;
  • новый план межевания участка;
  • кадастровый паспорт;
  • акт о перераспределении;
  • документ об оплате государственной пошлины за новую регистрацию;
  • дополнительные документы, по требованию.

Обратиться с заявлением могут только владельцы частных участков, которые предназначены для ИЖС, для ведения личного подсобного хозяйства, владельцы садов и огородов.

Собственниками присоединяемых земель может быть местная, областная власть или Правительство России. Узнать информацию о владельце присоединяемого участка можно несколькими способами:

  1. Публичная кадастровая карта Росреестра, сведения можно найти бесплатно, по кадастровому номеру.
  2. Сделать запрос на выписку из ЕГРН.

Право на получение кадастровой информации имеет каждый гражданин. Если официальные запросы оформляет не собственник, он должен иметь нотариально заверенную доверенность.

Межевание и утверждение новых границ

Для подписания соглашения о перераспределении границ и постановки новых земельных объектов на кадастровый учёт необходима процедура межевания земли. Этап необходим, независимо от того, проводилось ли землемерие ранее или нет. Землемерие проводится после согласования администрацией схемы перераспределения.

Право на проведение межевание имеют только кадастровые инженеры с соответствующей квалификацией, и лицензией на осуществление землемерных работ. Если услугу предоставляет организация, то в штате должно состоять не менее 50% дипломированных специалистов по направлению «кадастровая инженерия», «землеустройство».

Также компания должна входить в состав саморегулируемых организаций. Выбрать надёжного специалиста можно на сайте Росреестра (в разделе «реестр кадастровых инженеров»). Каждого из числящихся в списках можно оценить по количеству отказов в регистрации, там же есть информация об актуальности лицензии.

Этапы:

Рекомендуем ознакомиться:

  • согласование выезда геодезиста;
  • по приезде инженер замеряет общую площадь;
  • выявление координаты межевых знаков или устанавливает новые;
  • определение новых границ;
  • согласование с собственниками;
  • составление межевого плана.

Каждый пункт заслуживает внимания, но остановиться стоит на межевом плане.

Межевой план представляет собой дело о землемерии на конкретной территории, состоит из текстового файла и графической схемы участков. В нём отражены все замеры, границы, акты споров, сведения для кадастра.

Включает:

  1. Исходные данные.
  2. Непосредственно замеры.
  3. Информацию об изменённых границах.
  4. Схему положения участков.
  5. Чертёж.
  6. Геодезическую схему построек.

После получения документов от инженеров заявитель обращается в администрацию с результатом межевания, после чего территория модифицируется, исходный надел прекращает существование, формируются новые объекты с изменёнными границами и размерами.

Площадь увеличенного участка не может превышать установленных местным муниципалитетом максимальных размеров. Для каждого региона эти цифры разные. В большинстве крупных городов Правилами землепользования и застройки установлен максимальный лимит площади – 2021 м².

Заявление на изменение границ объекта на большую площадь не примется на рассмотрение (для ИЖС).

Оформление соглашения

Документ выглядит как договор между собственниками. Содержание должно включать обязательные данные:

  • информация обо всех участниках процедуры, их правах, обязанностях;
  • подробная характеристика перераспределённых участков – кадастровая информация, описание местности;
  • перечень документов, подтверждающих право собственности;
  • расчёты на межевание, оплату других услуг;
  • указание новых участков и их владельцев, после перераспределения.

Соглашение подписывается участниками, и в дальнейшем этот документ будет основанием для регистрации недвижимости каждым собственником. Если в Росреестре выясняется, что одна из сторон обладает временным правом на владение землёй, соглашение аннулируется.

Порядок регистрации соглашения:

  1. Подача заявления плюс документация.
  2. В течение 10 дней происходит проверка данных в документах и вынесение решения. В случае выявления нарушений документы возвращаются на доработку.
  3. В течение 30 календарных дней орган власти принимает решение об отказе или оформляет проект соглашения и схему расположения новых участком.
  4. Соглашение подписывается обеими сторонами – инициатором, желающим расширить свои границы, и представителем собственника муниципальной земли.

Далее соглашение подаётся в отделение Росреестра, оплачивается госпошлина.

В течение 30 дней участок ставится на учёт, регистрируются данные о новых размерах участка, о собственнике, назначении земли и другая кадастровая информация. На руки стороны соглашения получают соответствующие правоустанавливающие документы. Вся информация о новом ЗУ теперь отражена в публичной кадастровой карте недвижимости Росреестра.

Заявитель не всегда обращается с заявлением об увеличении стоимости своего надела. Каждый собственник, в рамках, законодательных норм, также имеет право на уменьшение размеров своего участка в пользу соседствующей с ним территории.

Перераспределение земельных участков — это определение, относящееся к изменениям границ наделов. Его проводят при объединении участков, изменении их размеров, разделении на несколько собственников. Мы расскажем, что это такое, как провести процедуру и какие особенности в ней есть.

Что такое перераспределение земельных участков

Перераспределение земельных участков — изменение границ смежных наделов с согласия двух собственников, с установлением новых границ. Процедура регламентируется статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации. Закон о перераспределении земельных участков определяет упрощенную процедуру — достаточно заключить соглашение между собственниками смежных наделов и зарегистрировать сделку в местном муниципальном органе, а также поставить новые участки на кадастровый учет.

Согласно классификации, предложенной законодательством, есть три типа возможных изменений границ — с участием собственников:

📍 Юридических и физических лиц. В этом случае нужно заключить соглашение между собственниками наделов и получить разрешение государственных органов.

📍 Муниципальных структур. Этот тип сделок используют только для передачи надела от одного государственного учреждения к другому.

📍 Муниципальных структур и физических лиц. Здесь действует особо жесткий регламент размежевания, а к наделам предъявляется ряд дополнительных требований. Это — исключение из правил, мы расскажем о нем ниже.

ФЗ №344 от 03.07.2016 года внес ряд изменений в регламент процедуры. Основные нововведения:

📎 Все решения по территориям сельских поселений принимаются на уровне местных органов самоуправления.

📎 Если при корректировке границ используются земли сельских поселений, нужно обратиться в администрацию района, к которому территориально относится надел.

📎 С момента перераспределения границ все полномочия по использованию наделов переходят к их владельцам.

В каких случаях возможна процедура перераспределения земель и/или земельных участков

Законодательство предусматривает четкие основания, при которых возможно перераспределение границ земельного участка с изменением площади.

Исключение ломаных границ

Ломаные границы доставляют неудобство собственникам надела и государственным органам. В этом случае происходит перераспределение с сохранением первоначальной ширины участка и выравниваем ломаных границ.

Перераспределение проводят по программе развития территории, в том числе с землями с недвижимостью или под застройку. Собственники перераспределяют наделы для удобного расположения границ и выполнения требований к строительству дома.

Перераспределение наделов в кооперативе

Чаще всего перераспределение проходит по причине определения четких смежных границ или урегулирования требований и пожеланий владельцев участков ЛПХ, ИЖС.

Вмешательство строительных мероприятий, федеральных программ.

Перераспределение происходит в случае, если в наделах будут проходить строительные работы по федеральным программам — например, прокладка железной дороги, строительство моста, образование водоема.

Частные случаи перераспределения наделов включает в себя другие основания. Собственники могут провести процедуру:

🔹 при объединении нескольких участков, расположенных по соседству, в один надел;

🔹 по решению суда, в случае споров по границам земельных участков;

🔹 при необходимости прокладки коммуникаций по нескольким смежным наделам;

🔹 для соблюдения требований к строительству жилой и нежилой недвижимости;

🔹 при разграничении участков между несколькими собственниками;

🔹 при продаже доли земельного участка, разделяя его на несколько отдельных наделов.

Кому доступна регистрация перераспределения земельных участков

Перераспределение земельных участков между двумя собственниками, одним или несколькими владельцами по статье 11.7 Земельного кодекса доступно только физическим или юридическим лицам. Причем юридические лица могут согласовывать процедуру с физическими и наоборот, юридические лица могут перераспределять наделы с юрлицами, физические — с физическими.

Но в документе есть исключения, согласно которым в сделке может участвовать муниципалитет. Это:

🔻 Образование новых наделов для капитального строительства по статье 49 Земельного кодекса. В этом случае муниципалитет выделяет участки собственникам — чаще всего физическим лицам.

🔻 Перераспределение в рамках Градостроительного кодекса с обязательным развитием территории. В этом случае изменяют границы участков, собственниками которых являются юридические/физические лица и муниципалитет. Участки, которые остались в собственности государства, облагораживают — например, прокладывают асфальтированную дорогу.

Требования к процедуре

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, обязано соответствовать ряду требований. Процедуру можно провести, если она соответствует следующим условиям:

✅ Наделы должны располагаться по соседству, то есть соприкасаться хотя бы в одной точке, в идеале — иметь одну или несколько общих границ.

✅ На земельных участках не должно быть ограничений, арестов, обременений — например, при невыплаченной ипотеке.

✅ Владельцы смежных земель, перераспределение которых будет происходить, согласны со всеми условиями сделки.

✅ Все собственники земельного участка, в том числе супруг владельца, согласны с перераспределением.

✅ Участки, которые участвуют в перераспределении, имеют одинаковое назначение — например, ИЖС.

✅ Наделы расположены в одной территориальной зоне.

✅ На наделах, перераспределение которых будет происходить, выполнено межевание, и собственники имеют все необходимые документы.

✅ Собственники земельных участков предоставили в Росреестр весь пакет документов, составили заявление и оплатили услуги кадастрового инженера.

✅ Процедура не будет затрагивать интересы третьих лиц — собственников других участков, граничащих с вашим.

Если хоть одно из условий не выполнено, государственный орган откажет в проведении перераспределения.

Например: Петя хочет провести перераспределение наделов с соседом, но он — собственник ½ участка. Жена Пети против. Государство откажет в процедуре, потому что не получило согласие всех собственников недвижимости.

Как узнать, кто собственник смежного участка

Если вы хотите провести перераспределение, обязательно предварительно договоритесь с владельцем соседнего участка, который тоже будет участвовать в процедуре. Если не знаете, кому принадлежит надел, запросите выписку из органов государственной регистрации одним из следующих способов:

🔖 Получите данные из Публичной кадастровой карты Росреестра

🔖 Закажите выписку из ЕГРН онлайн, на сайте Росреестра

🔖 Закажите выписку в местном отделении Росреестра или через МФЦ

Получение выписки из государственного реестра облагается пошлиной. Ее размер отличается в зависимости от сведений, которые вы хотите получить. Оплачивать пошлину рекомендуем заранее, если подаете заявление лично, или после подачи заявки, если обращаетесь в Росреестр онлайн.

Как провести процедуру перераспределения границ земельных участков

Заключите соглашение

Встретьтесь с собственником соседнего участка, который тоже будет участвовать в перераспределении. Договоритесь об условиях изменения границ и зафиксируйте их в соглашении. Укажите в документе:

🚩 Информацию о собственниках перераспределяемой недвижимости — фамилию, имя, отчество, серию, номер, дату и место выдачи паспорта гражданина РФ. Если второй собственник — юридическое лицо, укажите учредителей, название организации, данные правоустанавливающих документов.

🚩 Информацию обо всех наделах, которые будут участвовать в перераспределении. Укажите номер кадастрового паспорта, площадь надела, вид участка, сведения о правоустанавливающих документах и свидетельств права собственности.

🚩 Данные об основаниях процедуры. Укажите, на каких основаниях хотите провести перераспределение границ.

В конце документа обязательно поставьте дату и подписи всех сторон сделки с расшифровкой. Также укажите согласие всех собственников участков со сделкой, если один из наделов находится в долевой собственности.

Соберите пакет документов

После заключения соглашения проверьте, все ли документы на месте. Для регистрации сделки в государственных органах вам понадобятся:

📋 Схема участка — ее нужно взять в местных органах самоуправления, в отделе по земельным делам.

📋 Кадастровый паспорт.

📋 Документы, подтверждающие право собственности — выписка из ЕГРН, договор купли-продажи, договор дарения или другие.

📋 Документация на постройки, расположенные на участки — например, план жилого дома.

Приложите заключенное ранее соглашение с собственником другого участка. Каждый собственник, участвующий в сделке, должен предоставить полный пакет документов. Если какой-то собственник действует через посредника, он должен иметь нотариально заверенную доверенность на осуществление подобной сделки с недвижимостью.

Внимание! В государственные органы нужно предоставлять оригиналы документов. Если не хотите или не можете предоставить оригиналы, предъявите копии. Если при подаче документов не возьмете с собой оригиналы, копии должны быть нотариально заверены.

Подготовьте заявление

Соберите необходимый пакет документов и составьте заявление на образование земельного участка путем перераспределения либо изменение границ участков. Укажите в нем:

📒 Данные заявителя — фамилию, имя, отчество, место проживания и данные паспорта.

📒 Кадастровые номера участков, границы которых будут перераспределены.

📒 Данные проекта межевого дела на все наделы, которые участвуют в процедуре.

📒 Список документов, который прилагается к заявлению.

Подайте заявление вместе с собранным ранее пакетом документов в местный орган управления. Срок рассмотрения заявления — не больше месяца.

Пригласите кадастрового инженера

Обратитесь в государственные органы, к геодезическим компаниям или частным кадастровым инженером. Обязательно проверьте, есть ли у компании лицензия на осуществление подобной деятельности и есть ли сведения о частном специалисте в федеральном списке на официальном сайте Росреестра.

Кадастровый инженер должен провести целый ряд работ и выдать план с утвержденными изменениями границ. Стоимость его услуг отличается в зависимости от региона, репутации специалиста, объема работ. В среднем она составляет 15 000–50 000 рублей.

Получите постановление

Обратитесь с планом, полученным от кадастрового инженера, в местный орган самоуправления и получите разрешение — постановление — на перераспределение. В постановлении будут указаны данные участков, в границы которых внесены изменения, данные о их собственниках и другая информация. Документ понадобится для регистрации наделов с обновленными данными в государственных органах.

Обратитесь в Росреестр

Возьмите с собой пакет документов:

📁 план с утвержденными изменениями границ земельных участков, полученный от кадастрового инженера;

📁 постановление о перераспределении земельных участков, полученное в местном органе управления;

📁 свидетельства о праве собственности на наделы и документы на земельные участки.

Оплатите государственную пошлину за перерегистрацию наделов и внесение изменений в сведения. Для физических лиц она составляет 2 000 рублей, для юридических — 22 000 рублей. Пошлину должны оплачивать оба участника сделки — собственники наделов.

Напишите заявление о внесении изменений в сведения, передайте специалисту Росреестра оригиналы или нотариально заверенные копии документов. Следите, чтобы в документах не было помарок, ошибок, исправлений, иначе такие документы не примут к рассмотрению.

Получите документы

Сроки внесения изменений и выдачи новых документов могут отличаться в каждом регионе, в среднем они составляют 1–2 недели. За это время государственный орган:

📌 сформирует протокол об образовании новых земельных наделов;

📌 присвоит индивидуальные номера каждому вновь образованному участку;

📌 оформит кадастровый паспорт на каждый надел;

📌 поставит земельные участки на учет в ЕГРН, внесет изменения;

📌 оформит выписку из ЕГРН.

Выписка из ЕГРН с печатью и подписью сотрудника Росреестра послужит документом, который подтверждает право собственности. Остальные бумаги — кадастровый паспорт — понадобятся при любых сделках с недвижимостью в дальнейшем.

Срок проведения сделки может отличаться в каждом регионе. В среднем он превышает 2 месяца. Если органы Росреестра или местного самоуправления намеренно «затягивают» проведение процедуры или отказывают в перераспределении без видимых причин, обратитесь в суд.

Плата за перераспределение земельных участков

Закон о перераспределении земельных участков гласит, что в случае с расширением границ надела процедура проходит на возмездной основе. Выгодоприобретатель — тот, надел которого в результате увеличивается, чаще всего это заявитель — должен заплатить за полученную землю. Сумма оплаты рассчитывается по следующей формуле:

📱 15% от кадастровой стоимости прирезаемого земельного участка, если размеры вашего надела не выходят за установленные государством нормативы;

📱 100% кадастровой стоимости, если размер вашего надела выше норматива, установленного государством, более, чем на 10%.

Чаще всего оплату требуют при перераспределении двух участков — муниципалитетного и частного. В этом случае физическое лицо, если он инициировал процедуру, платит государству. Если сделка проходит между физическими лицами, инициатор платит государству пошлину, второму участнику сделки — сумму, оговоренную заранее.

Порядок перераспределения земельных участков без изменения площади не предусматривает оплаты. Если участок не увеличивается, нужно будет заплатить только государственную пошлину.

Причины отказа в перераспределении земельных участков

Государственные органы могут законно отказать в проведении процедуры. Основные основания для отказа:

🔹 Один из собственников участка, участвующего в сделке, не согласен с перераспределением, или с процедурой не согласен собственник одного из наделов.

🔹 На наделе, который хотят перераспределить, есть здания, которые принадлежат органу местной власти или государству.

🔹 В отношении участков установлены ограничения — например, наложен арест или обременение.

🔹 Надел имеет муниципальную, государственную бронь или выставлен на аукцион.

🔹 Земельный участок, в котором заинтересован заявитель, подлежит передаче третьим лицам по приоритетному праву.

🔹 В результате процедуры будет превышен максимально допустимый размер участка.

🔹 Надел относится к категории земель с ограниченным оборотом либо назначения участков не совпадают.

🔹 Заявитель не предоставил полного пакета документов либо сведения в них неверны.

🔹 В результате процедуры будут изменены границы участков третьих лиц, которые не давали согласия на перераспределение.

🔹 Границы участков не соприкасаются друг с другом, либо наделы находятся в разных территориальных зонах.

Если заявитель устранит суть претензий — например, проведет межевание или снимет обременение с надела — он сможет снова обратиться в местный орган управления с заявлением.

Перераспределение позволяет изменить параметры наделов по упрощенной схеме — например, сделать так, чтобы из двух получилось три, или один участок увеличился, а другой — уменьшился. У процедуры есть множество тонкостей и нюансов: лучше обратиться к профессионалам, чтобы ускорить процесс и избежать фатальных ошибок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: