Порядок изменения кадастрового номера земельного участка в 2021 году

В соответствии с действующим законодательством, для того, чтобы собственник земельного участка смог проводить какие-либо сделки с этим имуществом, его нужно обязательно зарегистрировать.

Одним из результатов проведенной регистрации является присвоение территории уникального

кадастрового номера

, по которому в дальнейшем можно будет определить факт регистрации, а также узнать ключевую информацию об указанном участке.

При этом в некоторых ситуациях может потребоваться изменение кадастрового номера земельного участка, в связи с чем нужно понимать особенности проведения данной процедуры и дальнейшего использования участка.

Что это такое и какое имеет значение

В советские времена не было никакой необходимости в том, чтобы официально ставить свою недвижимость на кадастровый учет, так как любые объекты недвижимого имущества находились в собственности государства.

На сегодняшний день, используя уникальный идентификационный номер недвижимости, любой гражданин может при необходимости подтвердить наличие у него права собственности на земельный участок.

В связи с этим определение кадастрового номера может потребоваться:

  • при приобретении или продаже недвижимого имущества;
  • при оформлении права наследования или дарения;
  • чтобы доказать собственные права собственности в судебном порядке в процессе возникновения конфликтных ситуаций;
  • для того, чтобы сдать недвижимое имущество в аренду.

Таким образом, кадастровый номер представляет собой наиболее важный пункт при проведении любых сделок с недвижимым имуществом, и без присвоения указанного номера проведение сделок с таким имуществом в принципе становится невозможным.

Полученный кадастровый паспорт, который оформляется после получения всех документов, включает в себя достаточно обширную информацию о рассматриваемом земельном участке. К примеру, здесь присутствует информация о том, кто является собственником земельного участка, какую имеет площадь указанная территория, какой ей присвоен номер и

кадастровая стоимость

.

Если по какой-либо причине человек не согласен с результатами проведенной кадастровой оценки, но всегда может обратиться в государственные органы для ее изменения, но для этого нужно уже будет собрать другие документы.

Полученный паспорт – это основной документ, оформленный на земельный участок, так как им подтверждается право собственности на территорию определенного гражданина, а также обеспечивается идентификация недвижимого имущества.

При возникновении каких-либо конфликтных ситуаций именно это свидетельство позволит определить право собственности определенного гражданина.

Образец кадастрового паспорта земельного участка

Зачем нужно менять

Условия, при которых может потребоваться внесение корректировок в кадастровый номер или же полное аннулирование этого параметра, прописаны в Федеральном законе №221, который был принят в 2021 году.

Таким образом, в государственный реестр правки вносятся только в исключительных ситуациях, то есть при возникновении каких-либо изменений, связанных с самим земельным участком, или же при наделении территории новыми свойствами.

В то же время смена собственника не может рассматриваться как основание для изменения кадастрового номера, потому что ключевые свойства земельного участка продолжают оставаться неизменными.

Некоторые модификации характеристик земельного участка предусматривают необходимость подачи соответствующего обращения в Росреестр для внесения изменений в государственный кадастр, но при этом в результате проведенной операции не произойдет изменения кадастрового номера. В частности, это касается возведения новых построек на территории земельного участка или изменения его кадастровой цены.

Как происходит изменение кадастрового номера земельного участка

На сегодняшний день государственный учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченными сотрудниками Росреестра, в связи с чем для того, чтобы вносить корректировки в кадастровый номер земельного участка, нужно обращаться именно в территориальное отделение этого органа, расположенное по месту расположения интересующего участка.

Чтобы уточнить адрес региональных офисов, можно зайти на официальный сайт указанного ведомства. Также при необходимости все необходимые документы могут быть поданы в многофункциональный центр или в режиме онлайн на официальном сайте ведомства.

Документы, которые нужно будет предоставить для внесения корректировок в государственный реестр, выглядят следующим образом:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • выписка, сделанная из государственного реестра;
  • оформленный кадастровый паспорт и межевой план;
  • решение, принятое территориальным административным органом ос мене адреса указанной недвижимости, переводе земельного участка в другую категорию или проведении каких-либо других действий, из-за которых возникла необходимость в изменении кадастрового номера;
  • технический план, оформленный на любые объекты недвижимости, находящиеся в пределах земельного участка.

Вне зависимости от обстоятельств собственник должен будет в обязательном порядке заполнить бланк заявления, на основании которого будет осуществляться внесение корректировок. Заполнение этого документа может осуществляться при посещении Росреестра или же предварительно.

Само по себе предоставление государственной услуги является абсолютно бесплатным, и оплата государственной пошлины предусматривается только в том случае, если владельцу недвижимости нужно будет получить новую выписку из государственного реестра.

Процедура смены номера с последующим внесением правок в государственный реестр должна проводиться на протяжении 18 дней, но в том случае, если заявление подается по почте или через многофункциональный центр, срок может увеличиваться на время, необходимое для доставки уведомления через почтовую службу или с помощью курьера многофункционального центра, и составит уже от 21 до 25 дней.

Владельцы земельного участка могут постоянно отслеживать статус обработки поданного заявления в режиме онлайн, используя полученный номер.

Образец межевого плана:

Куда обращаться

Как говорилось выше, рассмотрение заявлений осуществляется в территориальном отделении Росреестра или через многофункциональный центр. Последний орган представляет собой простого посредника между государственными органами и обычными гражданами, и его сотрудники не занимаются рассмотрением поданных документов и принятием каких-либо решений.

В связи с этим обращение в этот орган осуществляется только в том случае, если это более удобно по сравнению с подачей полного пакета бумаг в территориальное отделение Росреестра, так как через МФЦ процедура оформления документов будет проводиться дольше.

Стоимость процедуры

Помимо всех необходимых операций, заинтересованному лицу нужно будет в обязательном порядке оплатить государственную пошлину, предусмотренную действующим законодательством. Сумма данной пошлины будет варьироваться в зависимости от того, кто обращается за получением государственной услуги и для чего вообще она необходима.

Таким образом, юридические лица оплачивают государственную пошлину в размере 1 000 рублей, в то время как физические лица могут ограничиваться суммой пошлины в 100 рублей.

В то же время электронный вариант паспорта предусматривает дополнительную оплату в размере 50 или 300 рублей для физических и юридических лиц соответственно. Если же заинтересованное лицо заказывает указанный документ в бумажной форме, его стоимость уже будет составлять 200 и 600 рублей для физических и юридических лиц соответственно.

Что делать, если Росреестр самостоятельно присвоил другой код наделу

Исправление подобных технических ошибок осуществляется в соответствии со статьей 28 Федерального закона №221, принятого 24 июля 2021 года. В результате внесения соответствующих корректировок в информации, указанной в государственном кадастре, в дальнейшем данные о ранее учтенном участке будут перенесены в корректный кадастровый квартал.

Данные нормы прописаны в письме Росреестра №14-9519-ВК, которое было опубликовано 17 ноября 2021 года.

С 16.09.2021 официально вступает в силу 150-ФЗ от 17.06.2021, который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц или государства. Какие изменения ждут собственников земли с 16 сентября, как надо поступить, чтобы узаконить и оформить излишки земли в собственность в 2021 году рассмотрим более подробно.

Как делаются комплексные кадастровые работы

Так как 150-фз вносит изменения в порядок комплексных кадастровых работ, уточним, что это за работы и кто их проводит.
Согласно закону о кадастровой деятельности, комплексные кадастровые работы проводятся на территории целого квартала с целью приведения сведений о землях и строениях к актуальности
. Проведение комплексных кадастровых работ в обязательном порядке включает в себя межевание всех участков в квартале. Эти работы происходят за счет госбюджета и по инициативе местных органов власти. Граждане оповещаются заранее о проведении таких работ.

С 16 сентября кадастровые работы будут проводиться по упрощенной схеме

Что поменялось с принятием 150-ФЗ? Владимир Путин, подписав закон, внес изменения сразу в два основных законодательных акта о кадастре: 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Изменения касаются порядка проведения комплексных кадастровых работ и оформления излишков земли в собственность:

  1. Изменился порядок проведения комплексных кадастровых работ: ранее необходимым условием для проведения комплексных кадастровых работ было наличие проекта межевания территории. С введением нового закона – если проект межевания отсутствует, то кадастровые инженеры могут использовать технические паспорта, оценочную и иную документацию, которую готовили ранее органы БТИ. Таким образом порядок организации кадастровых работ упростился.
  2. Учтены интересы собственников земельных участков, попадающих на территорию комплексных кадастровых работ: кадастровый инженер при выполнении своих обязанностей предоставляет собственнику земельного участка, на котором необходимо провести измерения, муниципальный контракт на комплексные работы и документы, удостоверяющие личность.
  3. Новый закон увеличил сроки регистрации карты-плана территории в Росреестре с 5 дней до 15.
  4. Основные изменения, которые коснулись десятипроцентной прирезки земельного участка к уже существующему. На этом пункте остановимся подробнее.

Новый закон о 10 процентах площади земельного участка – оформляем излишки земли

С принятием 150 -ФЗ возникает искусственный ажиотаж вокруг бесплатного межевания земельного участка и присоединения дополнительной площади в размере 10 процентов. Дело в том, что 150-ФЗ действительно говорит о том, что если ваш земельный участок имеет площадь по факту больше чем площадь, зарегистрированную в ЕГРН и при ходе выполнения комплексных кадастровых работ это обнаружилось – тогда, соответственно кадастровый инженер – исполнитель комплекса работ, подает в Росреестр сведения о вашем участке с новыми координатами. Но все это происходит только в том случае, если участок подпадает под комплексные кадастровые работы. Если же кадастровые работы не проводятся, тогда осуществить увеличение площади земельного участка возможно за счет так называемой прирезки.
Эта возможность существовала и ранее, до принятия 150-ФЗ, она закреплена пунктом 3, статьи 42.8 221-ФЗ:

Допустимые параметры увеличения (уменьшения) площади земельного участка, которые учитываются при уточнении границ:

  • участок не должен быть меньше чем на 10 процентов, от площади, указанной в ЕГРН;
  • допускается изменение площади участка в большую сторону, но без превышений размеров:

а) на предельно минимальную площадь, установленную местными властями;
б) если не установлен минимальный размер участка- то не более 10 процентов от площади земельного участка, указанной в ЕГРН.

Как увеличить земельный участок за счет прилегающей территории в 2021 году и оформить излишки земли за счет прирезки более подробно мы описывали в статьях: «Прирезка земельного участка в 2021 году» и «Перераспределение земельных участков».

Новый закон 150-ФЗ от 17.06.2021 говорит не только о возможности увеличить площадь участка, но и о том, что новые границы, установленные при проведении комплексных кадастровых работ, могут быть уменьшены. Это происходит тогда, когда в Росреестре есть сведения о вашем участке, которые не совпадают с фактическими данными (идет наложение границ на другой участок и др.). Когда несовпадения незначительные (до 10% от общей площади участка), тогда по закону в ЕГРН вносятся сведения, согласно новой изготовленной документации о комплексных кадастровых работах, при этом мнение собственника никто не спрашивает. Однако, когда несовпадения будут более чем 10 процентов, тогда новые границы обязательно необходимо согласовать с собственником и акт согласования вместе с пакетом документов отдать в Росреестр. Если такого акта нет – тогда Росреестр приостанавливает рассмотрение документации.
Приятная новость, что в соответствии с новым законом при проведении кадастровых работ можно совершенно бесплатно не только увеличить свой земельный участок, но и стать обладателем отмежеванного участка
. О том, как это сделать читайте в статье: «Межевание земельных участков в 2021 году бесплатно».
Таким образом, в 2021 году Владимир Путин официально разрешил россиянам бесплатно оформить излишки земли (до 10 % от общей площади земельного участка) в собственность, на территории, где проводятся комплексные кадастровые работы
. Осталось только выяснить где и когда эти комплексные кадастровые работы будут проводиться и кто станет счастливым обладателем бесплатного оформления.
О том какие еще существенные изменения произошли в земельном законодательстве читайте в статье: «Продление дачной амнистии до 1 марта 2021, новый закон 267-ФЗ от 02.08.2021».

С 2021 года введен единый подход к применению кадастровой стоимости для объектов налогообложения недвижимого имущества.

Этот подход распространяется на все виды недвижимости и охватывает три вида налога: налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физлиц.

Для тех, кто следит за законодательством: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ внес поправки в п.2 ст.375 и п.15 ст. 378.2 НК РФ.

Признание кадастровой стоимости в качестве налоговой базы претерпело три ключевых изменения и стало унифицированным для всех видов недвижимости, налогообложение которой производим исходя из кадастровой стоимости.

Запись в реестре – это главное

В качестве налоговой базы может применяться только кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости ( ЕГРН).

До 1 января 2021 года из-за возможности проведения индивидуальной оценки в этом вопросе был полный хаос: кадастровая стоимость устанавливалась, затем корректировалась в сторону уменьшения по решению комиссии или суда, муниципалитеты, заинтересованные в наполнении бюджета, привлекали альтернативного оценщика и направляли ходатайства в суд о пересмотре кадастровой стоимости, принятой комиссией.

Налоговые органы, проверяя уточненные декларации, изучали документы и собирали сведения — подлинность решений комиссий по пересмотру стоимости, даты их вступления в силу, были ли результаты пересмотрены муниципалитетами и т.д. Масса судебных разбирательств регорганов с собственниками, с третьими лицами, споры по налогу на имущество налоговиков и налогоплательщиков. Вал документов и полная неразбериха.

И вот теперь в вопросе определения налоговой базы недвижимого имущества поставлена точка. Законодательно закреплен основной источник сведений о кадастровой стоимости – информационный ресурс ЕГРН.

Кадастровая стоимость изменилась – когда признаем?

С 1 января 2021 года период, с которого действует уточненная кадастровая стоимость, зависит от причины ее изменения.

1. Если изменились качественные или количественные характеристики объекта, а именно – уточнили площадь объекта или его назначение, изменился вид разрешенного использования земельного участка, перевели земли из одной категорию в другую — уточненная кадастровая стоимость признается для налогообложения со дня внесения сведений в ЕГРН.  А не со следующего налогового периода, как было ранее.

Для расчета налога объект налогообложения определяем так: за полные месяцы — с начала года до внесения записи в ЕГРН – принимаем сумму по прежней кадастровой стоимости, за полные месяцы — с даты изменения и до конца года – по уточненной.

2. Если изменения кадастровой стоимости произошли из-за технической ошибки в сведениях ЕГРН, или в результате ее пересмотра на комиссии при Росреестре, или обжалования в суде – уточенная кадастровая стоимость- после внесения верных сведений в ЕГРН — может быть применена за весь период , когда применялась ошибочная ( а потом оспоренная вами) кадастровая стоимость.

Это значит, что можно пересчитать и вернуть налоги и за предыдущие годы. Но есть нюанс.

Оспаривание и особенности ретроприменения

Как было раньше: Если вы не согласны с кадастровой стоимостью — можно было применить индивидуальную рыночную стоимость — привлечь оценщика, пойти за решением в комиссию при Росреестре или в суд. Измененная кадастровая стоимость могла быть использована начиная с года, в котором подано заявление о ее оспаривании. 

А как быть с предыдущими периодами? Если вы не успели подать заявление, не было отчета оценщика об оспаривании, или вы не успели по каким-то иным причинам?

С 1 января 2021 год это правило изменено: если вам удалось оспорить кадастровую стоимость по решению комиссии или суда или она изменена Росреестром вследствие исправления ошибок или недостоверных сведений —  вновь установленная кадастровая стоимость может быть применена за все периоды, в которые применялась ошибочная кадастровая стоимость.

Но важно! По закону перерасчет возможен только в случае, если решение об изменении кадастровой стоимости будет принято после 1 января 2021 года. Это относится и к искам, поданным до 1 января 2021 года.

При выполнении требований об оспаривании вы сможете вернуть деньги за 2015-2918 годы.

Помним, что заявление о зачете или возврате налога можно подать не позднее трех лет со дня его уплаты.

Главная → Юридическая консультация → Ответы на частые вопросы (FAQ) → Условия и порядок оформления самовольно занятых земель — с 16 сентября 2021 года

Содержание

  1. Признаки самовольного использования земли
  2. Законодательные изменения — 2021
  3. Комплексные кадастровые работы (ККР)
  4. Условия и порядок оформления самовольных «прирезок» земли
  5. Установление границ земельных участков (ЗУ)
  6. Новый порядок согласования общих границ ЗУ
  7. Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР
  8. Исправление реестровой ошибки

Признаки самовольного использования земли

Самовольное занятие земельного участка — одно из распространённых земельных правонарушений. В юридическом понимании самозахват — нелегальное владение «не своим участком» без разрешений и документов, доказывающих полномочия владельца надела по его распоряжению.
 
Отсутствие договора купли-продажи или аренды, свидетельства о наследовании, постановления суда, решения органа власти о предоставлении земли, иных правоподтверждающих документов становится фактом, устанавливающим самовольное владение земельным участком (ЗУ).
 
Правонарушения с признаками самовольного пользования землёй:

  • эксплуатация по истечении срока действия документов (например, договора аренды)
  • оборот по нецелевому назначению (на участке ведётся иная деятельность, чем та, что установлена при его регистрации)
  • произвольное изменение границ ЗУ для увеличения его площади (самозахват)
  • ведение на участке неузаконенного предпринимательства 

За самовольное занятие земли законодательством предусмотрены меры наказания её владельцев. Их суть изложена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Некоторые правонарушения могут повлечь изъятие участков и даже уголовную ответственность.


Законодательные изменения — 2021

 
16 сентября 2021 года вступили в силу изменения в Федеральных законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости», выполненных на основании закона  № 150-ФЗ от 17.06.2021. Внесённые изменения упростили проблемы с самовольным захватом земель и их оформлением, согласованием границ ЗУ, выявлением и исправлением допущенных кадастровых ошибок при регистрации объектов недвижимости в ЕГРН.
 
Законодательно отлажено решение следующих вопросов:

  • регулирование процесса согласования общих границ земельных участков
  • оформление незаконных излишков земли с корректировкой границ существующих наделов при установленных законом условиях и порядку
  • исправление реестровых ошибок в описании границ земельного участка   

Возможные конфликтные моменты, возникающие в перечисленных ситуациях, с удобными способами их разрешения устраняются по итогам комплексных кадастровых работ (ККР), проводимых на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов и охватывающих все земельные участки в них.

Комплексные кадастровые работы (ККР)

Исполнители комплексных кадастровых работ — кадастровые инженеры (индивидуальные предприниматели, юридические лица), с которыми заключён государственный или муниципальный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ (статья 42.3 ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Выполняются ККР за счёт бюджетных средств по заказу:

  • органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
  • органов местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах)

В течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ информация о их проведении публикуется в открытых источниках: на сайтах органов госвласти или местного самоуправления.

В извещение включаются следующие сведения:

  • номер кадастрового квартала (нескольких смежных кадастровых кварталов), в границах которого будут выполняться ККР
  • данные государственного (муниципального) контракта на выполнение ККР
  • данные заказчика ККР
  • данные исполнителя ККР
  • права и обязанности правообладателей объектов недвижимости, расположенных на территории ККР

ККР могут проводиться без утверждённого проекта межевания территории (ПМТ), если его разработка не требуется по Градостроительному кодексу РФ, чем исключаются лишние бюджетные траты, но его обязательность установлена для следующих земель:

  • ЗУ, занятых территориями и объектами общего пользования в границах садоводческих, огороднических товариществ
  • ЗУ под площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами общего пользования, другими объектами (территориями) общего пользования
  • ЗУ, на которых расположены многоквартирные дома
  • ЗУ, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на земельные участки с/х назначения
  • ЗУ, занятых зданиями, сооружениями (за исключением линейных объектов) 

ККР для лесных участков выполняются при наличии проектной документации, подготовленной в соответствии с лесным законодательством.

 
Кадастровые работы проводятся для уточнения границ земельных участков, зданий, сооружений, незавершённого строительства, обеспечения справедливого налогообложения. При ККР выявляются и устраняются случаи пересечения границ, ошибки в реестре.

К задачам ККР относится и выявление незаконной недвижимости:

  • земельные участки:
    • при отсутствием сведений о них в ЕГРН
    • при владении их лицами, не имеющими на то правоподтверждающих документов
  • здания, сооружения, незавершённое строительство:
    • при отсутствии сведений о них в ЕГРН
    • при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов у лиц, эксплуатирующих строения или занимающихся их строительством

Отчёты по ККР в виде карты-плана территории со сведениями о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершённого строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, необходимые для внесения в ЕРГН, направляются:

  1. заказчику комплексных кадастровых работ
  2. в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, занимающийся государственным земельным надзором 


Условия и порядок оформления самовольных «прирезок» земли
 

Не стоит надеяться на увеличение площади имеющегося в собственности земельного надела «до бесконечности» за счёт самовольно занятых соток и оформление их в собственность.
 
Узаконить захваченные участки можно при одновременном выполнении следующих условий:
 

  1. излишком земли «захватчик» пользуется не менее 15 лет
  2. органы власти не предъявляют претензии к «захватчику» и с владельцами смежных участков у него нет споров по границам участков
  3. площадь «прирезаемой» территории не должна превышать предельную минимальную площадь земельного участка, установленную в муниципалитете:
    • если минимальный норматив площади ЗУ не установлен, то оформить право собственности можно только на часть земельного излишка, составляющую не более 10% площади основного участка, находящегося в законной собственности
  4. площадь основного участка не должна быть меньше той его площади, что зарегистрирована в сведениях ЕГРН, более чем на 10%  

Владелец участка вправе оформить в собственность излишек земли в самостоятельном порядке. Для этого ему необходимо за свои средства выполнить межевание занимаемой им территории и передать в Росреестр полученные материалы для государственной регистрации новых границ участка.

Бесплатный официальный способ регистрации излишков земли — ожидание итогов комплексных кадастровых работ. Он исключает траты на межевание. Оформление увеличенного участка выполнит Росреестр по заявлению органа власти, получившего результаты ККР. 

Установление границ земельных участков

При отсутствии в исходных документах на основной участок, находящийся в собственности, сведений о расположении границ, они закрепляются по тем объектам природного или искусственного происхождения, что существуют на местности не менее 15 лет.

 
В ходе ККР может выясниться, что площадь участка превышает площадь, зафиксированную в ЕГРН:

  1. на величину больше, чем предельный минимальный размер ЗУ
  2. более чем на 10% (для ситуаций, когда предельный минимальный размер ЗУ не установлен)

Исполнитель комплексных кадастровых работ при этом обязан:

  1. установить расположение границ земельного участка и включить сведения о нём в проект карты-плана территории
  2. подготовить информацию о возможном образования земельных участков на территории выполнения ККР

Информация об образуемых земельных участков содержит:

  • кадастровые номера исходных участков
  • сведения о способе образования
  • данные:
    • о расположение границ
    • о площади
    • о ВРИ участков

Если результат ККР показал, что площадь ЗУ меньше на 10 %, чем указана в сведениях в ЕГРН, исполнитель ККР обязан:

  1. внести сведения об участке в карту-план территории
  2. получить письменное подтверждение правообладателя ЗУ о согласии с результатами комплексных кадастровых работ (согласие входит в состав приложения к карте-плану территории 

Новый порядок согласования общих границ ЗУ

Законодательным новшеством стало право кадастровых инженеров получать из ЕГРН информацию, необходимую для геодезических и кадастровых работ, например технические паспорта и контактные данные владельцев недвижимости. Это мера по снижению рисков землепользователей при межевании, проводимом для уточнения границ, и  обязательном согласовании границ со смежными землепользователями.

 
Порядок согласования границ стал удобным:

  • для установления границ землепользователю нужно обратиться к кадастровому инженеру
  • кадастровый инженер определяет координаты границ ЗУ и проводит их согласование, выбрав один из способов:
    • с каждым владельцем смежного участка
    • на общем собрании заинтересованных лиц, отправив им почтовое или электронное сообщение не позднее, чем за 30 дней до собрания

Если кадастровый инженер не сумел найти адрес смежника, то адресованное ему извещение публикуется в местной прессе, а значит, владелец смежного участка оповещён о собрании. Отсутствие возражений с его стороны, неявка на собрание — это согласие с границами земельного участка соседа, а само согласование может состояться без личного участия смежника.

В случае несогласия с границами ЗУ смежники в течение 15 дней после получения извещения направляют свои возражения кадастровому инженеру. Он фиксирует их в акте согласования и включает акт в материалы межевого плана. Если возражения обоснованные, то орган регистрации прав приостановит оформление границ. Разрешение споров далее будет вестись в суде, а кадастровый инженер, проводивший межевание, может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.

Владельцам участков нужно внести в государственный реестр недвижимости достоверные контактные сведения (почтовый или электронный адрес), отправив заявление через любой офис МФЦ. Эта несложная предострожность — залог получения вовремя уведомления об общем собрании, личного присутствия при замерах спорных границ, чем можно предотвратить ошибки при их установлении и сложные судебные разбирательства.
 

Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР

Правообладатели недвижимости, находящейся на территории комплексных кадастровых работ, не вправе препятствовать их выполнению и обязаны обеспечить в установленное графиком время доступ к объектам исполнителю комплексных кадастровых работ.

Они могут предоставить кадастровому инженеру, непосредственно выполняющего кадастровые работы, имеющиеся по объектам документы и потребовать документы, подтверждающие полномочия исполнителя работ:

  • заверенную копию государственного или муниципального контракта, по которому ведутся ККР
  • справку с места работы кадастрового инженера о том, что он сотрудник юридического лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт
  • документ о внесения сведений о кадастровом инженере как об индивидуальном предпринимателе или копию такого документа
  • документ, удостоверяющий личность кадастрового инженера

Исправление реестровой ошибки

Реестровая ошибка — искажение фактической информации в сведениях об объекте собственности, воспроизведенное в ЕГРН. Она может быть в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории, акте обследования.

Причинамия появления реестрровой ошибки становятся:

  • ошибки кадастрового инженера, допущенные им при выполнении кадастровых работ (например, при межевании земельного участка или при определении площади здания, из-за чего границы земельного участка могут пересекать границы другого, площадь здания не соответствовать фактической площади и т.д.)
  • неточности и искажения в документах и уведомлениях, направленных в орган кадастрового учёта в порядке межведомственного информационного взаимодействия

Ранее исправление реестровых ошибок было проблематичным и длительным. Новый закон упростил эту процедуру и в 2 раза уменьшил время, отведённое на исправление недочётов.

Для исправления реестровой ошибки орган регистрации прав наделён новыми полномочиями по выезду на местность для определения фактических координат земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства и для внесения их в ЕГРН без согласия правообладателя:

  • исправление проводится в случае, когда оно не вызовет прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права на объект недвижимости
  • срок исправления ошибки составляет 3 месяца
  • собственник недвижимости по заявлению вправе продлить срок исправления на 3 месяца
  • после исправления реестровой ошибки орган регистрации прав обязан сообщить правообладателю о выполненных изменениях по его объекту
  • правообладатель вправе оспорить в суде решение по исправлению  ошибки, если он не согласен с тем, как она была исправлена

Итоги

К законодательным нововведениям нельзя относиться как к простому способу быстрого увеличения площади земельных участов. Они коснутся только части из них. Заслуга федерального закона № 150-ФЗ в том, что установленный им упрощённый порядок выполнения комплексных кадастровых работ благотворно скажется на положении собственников земельных участков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: