Порядок изъятия земельного участка

Изъятие земельного участка у собственника является крайне, исключительной процедурой, которая может осуществляться только по основаниям, указанным в законодательных актах. В ряде случаев правообладатель сможет получить денежную компенсацию за изъятый объект земельной недвижимости.

Условия для изъятия

По общему правилу, собственник имущественных активов может быть их лишен только на основании прямых законодательных норм. В отношении земельной недвижимости такие основания регламентированы в ЗК РФ и ГК РФ:

  • изъятие земли для нужд публичных образований – РФ, региональных властей или муниципальных образований;
  • при необходимости комплексного развития определенных территорий, если соответствующее решение утверждено распорядительным актом властей;
  • при выявлении фактов использования земельного надела с нарушением целевого назначения;
  • в случаях конфискации или реквизиции земельного надела.

В каждом из перечисленных случаев отказ правообладателя от исполнения законных требований повлечет принудительное изъятие земельного участка у собственника. В ряде случаев владелец земли сможет рассчитывать на возмещение стоимости изымаемого объекта, а при несогласии с государственным расчетом компенсации можно оспорить его в судебном порядке.

Как происходит изъятие

Чтобы земельный объект мог быть изъят на легальном основании, должен выноситься распорядительный акт властных органов или судебное решение. Иные документы, в том числе различных государственных служб и ведомств не могут стать причиной для принудительного лишения собственника его имущества.

Порядок изъятия земельного участка у собственника для нужд публичных образований предусматривает выплату возмещения, а последовательность действий будет выглядеть следующим образом:

  1. властный орган принимает решение об изъятии земельного надела, которое должно соответствовать требованиям законодательных актов;
  2. принятое решение доводится до сведения правообладателя путем направления письменного уведомления – в этом документе указывает срок, цель и порядок изъятия, а также размер предлагаемой компенсации;
  3. если правообладатель усматривает нарушение закона при вынесении решения или расчете суммы компенсации, он вправе подать на обжалование в суд;
  4. если в срок, указанный в уведомлении, правообладатель не выполнит предусмотренные действия, земля изымается в принудительном порядке.

Обратите внимание! Если на территории участка располагаются какие-либо строения, их стоимость также учитываться при расчете суммы компенсации. Размер возмещения может оговариваться в обоюдном соглашении, или в результате судебного урегулирования спора.

При изъятии надела для комплексного освоения территорий также используется указанный выше алгоритм действий, а правообладатель сможет получить компенсации за свою недвижимость.

Иные правовые последствия наступают при выявлении фактов нарушений со стороны владельца земли. Для каждого земельного надела устанавливается ряд характеристик, существенно ограничивающих его целевое использование. В частности, каждый владелец земли должен соблюдать вид разрешенного пользования и категорию участка. Например, на землях сельхозназначения не допускается возведение промышленных объектов или многоквартирных зданий (исключения из этого правила могут устанавливаться законом).

Выявление фактов нарушений происходит в результате проверок уполномоченных служб и ведомств, либо по обращению заинтересованных лиц. Каждое нарушение фиксируется в результате административного обследования, данная процедура определена Постановлением Правительства № 251. Полномочия для выполнения указанных действий принадлежат должностным лицам Госземнадзора. Выявленные нарушения повлекут и меры административного воздействия в виде штрафов, которые применяются одновременно с изъятием земли.

Аналогичная мера ответственности будет применяться, если собственник участка, предназначенного для ведения сельхоздеятельности или возведения объектов недвижимости, не использовал его по назначению в течение трехлетнего периода (законом может устанавливаться и более длительный срок, например для ИЖС земля может предоставляться на срок до 10 лет).

При изъятии земли таким способов учитываются следующие нюансы:

  • в ряде случаев правообладатель не сможет получить какой-либо компенсации;
  • если в результате допущенных нарушений земле или окружающей среде был причинен ущерб, его возмещение будет производиться за счет владельца участка (для этого будет подано соответствующее исковое заявление);
  • период, в течение которого земля не использовалась по прямому назначению, может быть продлен при наличии уважительных причин (например, если собственник потратил много времени на освоение участка).

Изъятие земли таким способом осуществляется в судебном порядке, владельцу участка предоставлено право обжаловать вердикт суда в вышестоящих инстанциях.

При наличии чрезвычайных обстоятельств земля может быть реквизирована по решению властных органов. Эта процедура может носить временный характер, после чего участок подлежит возврату законному владельцу. Если вернуть надел невозможно, собственник получит рыночное возмещение из бюджета, либо аналогичный по стоимости участок в ином месте. При реквизиции собственник также вправе оспорить расчет компенсации в судебном порядке.

Конфискация может выступать в качестве дополнительной меры наказания при совершении преступлений. В этом случае владелец не сможет получить какого-либо возмещения, изъятие происходит в безвозмездном порядке. После отбытия назначенного наказания и погашения судимости, конфискованный участок не возвращается собственнику, так как переходит в государственный или муниципальный фонд.

В жизни многое может случиться. К примеру, Вы можете владеть земельным наделом на протяжении многих лет. Но однажды Вы  лишитесь его по причине изъятия на нужды государства либо  муниципалитета. Не правда ли, безрадостная перспектива?

Предлагаем детально разобраться в теме «Изъятие земельного участка», чтобы заранее предвосхитить  многочисленные вопросы, возникающие как у собственника, так и у арендатора земли при её изъятии.

Забрать земельные владения могут по ряду причин, таких как: необходимость проложить линию электропередач, или дорогу федерального либо регионального уровня  (ст. № 49 Земельный кодекс РФ). Узнав об этом, не стоит впадать в панику.

Государство, забрав  землю, должно осуществить возмещение денег по рыночной цене. Оно обязано оплатить Вам убытки и сумму упущенной выгоды.

Изъятие земельных участков: основания, порядок

В первый день апреля 2021 года был принят закон, содержащий ряд изменений существующего ранее регламента изъятия земель с целью  использования для нужд государства либо муниципалитета (ФЗ от 31.12.2014г., № 499-ФЗ).

Таким образом, если раньше Земельный кодекс РФ содержал лишь несколько норм изъятия земли, то в 2021 году в него добавлена отдельная глава, которая полностью посвящена этому аспекту (гл. 7.1 ЗК РФ).

Государство аккумулировало все предшествующие знания относительно изъятия земельных наделов для обустройства территорий в Новой Москве, проведения сочинских Олимпийских игр и саммита АТЭС.

Основания для изъятия земли

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

  1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
  2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:

Ст. № 15

ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2021 году»

П.10, ст. № 32

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

П.9,10, ст. № 95

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

Ст. № 25.2

Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2021 – 1 «О недрах»

Порядок изъятия земли

Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.

Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.

Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.

Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.

При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.

Изъятие земли происходит в три этапа:

  1. Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
  2. Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
  3. Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.

Государственные органы, которые могут изъять землю

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Изъятие земельного участка: ходатайство

Приводим перечень основных нюансов для подачи ходатайства об изъятии земли:

  1. Подаётся для изъятия от одного до нескольких земельных наделов.
  2. В ходатайстве должна быть прописана цель земельного изъятия.
  3. Ходатайство может подаваться и направляться самим заявителем лично, либо через услуги почты, в виде бумажного носителя, либо  электронного документа по интернету.

Изъятие земли: постановление

В течение 60 дней принимается вердикт относительно изъятия земельного надела. Такой вердикт содержит:

  • указание на причину для подобного изъятия;
  • указание на собственника, у которого изъята земля;
  • указание размера земли и номера по кадастру.

В течение семи дней с момента принятия решения о земельном изъятии орган государственной власти обязан направить в адрес определённых учреждений копию вердикта о том, что бывший земельный собственник больше не владеет правами на неё.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Реквизиция земельного участка

Реквизиция – это принудительный вариант изъятия земли, осуществлённый по закону. При реквизиции у хозяина изымается земельный надел с целью его использования для нужд государства. Собственник при этом получает денежную компенсацию и полностью утрачивает своё право на владение участком.

Ст. № 51 ЗК РФ регламентирует возможность реквизиции земли. Она применяется лишь тогда, когда на территории страны случаются какие-либо ЧП: эпидемии, аварии, бедствия и т.д.

Реквизиция должна осуществляться лишь в интересах граждан и не требует судебного разбирательства.

Реквизиция может быть временной: по окончании оснований для реквизиции земельный надел возвращается владельцу. В противном случае – возвращаются деньги.

Земельные наделы: выкуп для  государственных и муниципальных потребностей

Федеральный орган исполнительной власти, а также органы местного самоуправления принимают вердикт об изъятии земли у собственника.

Как это происходит? Землевладелец за год уведомляется о том, что его права на землю закончены. Выкупить участок надлежит на основании полученного предварительного согласия владельца.

Подобное решение регистрируется, а землевладелец уведомляется о регистрации.

Изъятие земельного участка на основании её ненадлежащего использования

В данной ситуации земельный надел должен изыматься в принудительной форме по причине того, что землевладелец использует его не по прямому назначению в обход действующего закона.

Приводим обстоятельства изъятия земельного надела из-за  ненадлежащего использования:

  1. В связи с неиспользованием. Если земля, предназначенная для застройки (либо сельского хозяйства), на протяжении трёх лет не используется. Либо, наоборот, её используют, но не по назначению.
  2. В связи с незаконным использованием земельного надела (если по причине неверного использования участок теряет показатели плодородности и т.д.).

Когда землевладелец даёт согласие на изъятие своей земли, то она тут же реализуется на общих торгах. Если не даёт – то проблему решает судья.

Конфискация земельного надела:  вопрос о компенсации

Для расчёта суммы компенсации за изъятую землю требуется знать её стоимость по кадастру: она созвучна с рыночной ценой. Но, зачастую на практике получается сумма, которая не устраивает землевладельца.

В 2021 году оценщики земли обязаны определять её стоимость исключительно по рыночным показателям.

Владелец имеет право выбора из двух вариантов получения компенсации:

  • получить наличную сумму;
  • получить другой равноценный земельный надел.

Резюме

Государство может изъять землю у владельца, но лишь при условии соблюдения основных принципов и порядка, установленных законом. Такое изъятие должно осуществляться строго при наличии конкретного основания: все основания для этого регламентируются действующим законодательством.

Только после этого государство получает право на изъятие земли и её использование в интересах общества.

05.12.2018

Земельное законодательство наделяет государство правом проводить изымание земельных наделов, если этого требуют нужды государства. Однако власти часто превышают свои полномочия. Они могут изымать земельные наделы незаконно. Именно поэтому обычным гражданам необходимо ознакомиться со всеми этапами процедуры изъятия участков земли.

Выделение нового земельного участка за счет изъятого

  • 7 Изъятие ЗУ при ненадлежащем использовании
  • 8 Что такое ненадлежащее использование
  • 9 Порядок изъятия
  • 10 Изъятие ЗУ в порядке реквизиции
  • 11
    Что такое реквизиция
  • 12 Возмещение стоимости или предоставление аналогичного участка
  • 13 Конфискация земельного участка
  • 14 Судебная практика
  • Понятие изъятия земельного участка


    Под этим понятием подразумевается процедура изъятия земельного ресурса для реализации нужд, которые может иметь муниципальный или государственный орган. Настоящая процедура состоит из 4 стадий:

    • принимается решение о будущем изъятии земли;
    • уведомляется владелец о таком решении;
    • определяется цель, а также порядок лишения надела;
    • выплачивается сума выкупа за надел, а также дополнительная компенсация.

    В юридической практике понятие «изъятие земельного участка» трактуется по-разному. Одни юристы сравнивают эту сделку с куплей-продажей, а другие называют изъятие «квази-сделкой», ссылаясь на принудительный характер выкупа земли.

    Изъятие ЗУ (его части) для государственных и муниципальных нужд (выкуп)

    Порядок для изъятия земельного участка четко прописан в Земельном кодексе РФ. Согласно ему процедура выкупа проводится в следующих случаях:

    • земельный надел требуется для реализации государством международных обязательств;
    • существует необходимость строительства государственного объекта, а другой подходящей территории для выполнения этого обязательства найти не удалось;
    •  если имущество признано аварийным;
    •  в случае необходимости создания или расширения территории с особо охраняемым статусом.

    Чаще всего изымаются земельные наделы, которые предоставлялись по договору аренды. В соответствии со ст. 610 ГК РФ после того как срок аренды истечет, действие договора автоматически продлевается на неопределенный срок.

    Орган власти имеет право в любой момент забрать такой надел, предупредив о том, что аренда прекращается, за 3 месяца. Если на нем расположена собственность, то единственной возможностью сохранить ее является приобретение земли. Изъять государство не может только особо охраняемые территории.

    Кто принимает решение для такого изъятия

    Решение о лишении земли могут принять:

    • исполнительные органы власти на федеральном уровне;
    • местные органы управления;
    • органы исполнительной власти субъектов федерации.

    Ходатайствующая сторона обязана компенсировать все расходы, связанные с выкупом земли и кадастровыми работами. Ходатайство может быть подано в отношении нескольких наделов.

    Уведомление собственника об изъятии

    Согласно п. 2 ст. 63 ЗК РФ исполнительный субъект государственной власти должен отправить собственнику участка, землевладельцу, землепользователю или арендатору письменное уведомление как минимум за год о планах изъять землю. Лишение земли раньше указанной даты возможно только с согласия собственника, пользователя или арендатора земли.

    Такое правило вытекает из ст. 279 ГК РФ и дает владельцу надела достаточно времени на решение всех хозяйственных вопросов, связанных с земельным наделом.

    В соответствии со ст. 280 ГК РФ после получения извещения об изымании его собственник, землепользователь и арендатор и далее сохраняет за собой права пользования. Он имеет право возводить на этом участке новые здания или проводить реконструкцию старых сооружений.

    Сколько стоит изъятие земельного участка

    Пунктом 4 ст. 63 ЗК РФ определено, что в случае изымания земли исполнительным органом государственной власти его владелец может рассчитывать на назначение денежной компенсации. Она выплачивается в 2-х случаях:

    • собственник изымаемого участка не желает получать равноценный надел на бесплатном основании;
    • исполнительный орган не имеет возможности выделить для правообладателя новый надел.

    В вышеперечисленных случаях собственник может претендовать на возмещение рыночной цены изымаемой земли. Более подробно правила расчета стоимости описаны в ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 27 июля 2021 г. Этот закон определяет факторы, которые влияют на стоимость земли:

    • рыночная цена;
    • кадастровая цена;
    • затраты на переоформление прав собственности;
    • компенсация за землю;
    • понесенные собственником убытки.

    Законодательство предоставляет правообладателю право привлекать к оценке своего участка и имущества, расположенного на нем независимую организацию.


    Выделение нового земельного участка за счет изъятого

    Предоставление нового земельного надела взамен изъятого называют возмещением в натуральном виде. Характеристики нового и старого участков должны быть аналогичными. Если исполнительный орган не располагает подходящим наделом, собственнику предлагают участок, который уступает по собственным характеристикам, но с денежной доплатой.

    Доплата в денежном эквиваленте выплачивается также тому правообладателю, который отдает государству землю с возведенными постройками, а взамен получает пустой участок. Или же он уступает надел, на котором был построен двухэтажный дом, а берет участок с небольшой деревянной постройкой.

    Изъятие ЗУ при ненадлежащем использовании

    Земля принадлежит к приоритетным природным ресурсам, которыми хотят владеть большинство людей. Но владелец земельного участка должен обеспечить надлежащий способ использования надела. В противном случае государство имеет право выписать штраф или же изъять надел за ненадлежащее использование.

    Что такое ненадлежащее использование

    Каждый собственник земли обязан соблюдать правила рационального пользования природными ресурсами. Понятие «рациональное пользование» может предусматривать:

    • исключение ухудшения плодородных свойств почвы, деградации и загрязнения земли;
    • сохранение свойств и уровня плодородности почвы;
    • эксплуатация участка по законному назначению;
    • применение нужных мер для охраны самого участка и также водных и лесных объектов;
    • выполнение мероприятий, направленных на восстановления плодородности почвы.

    Соответственно под понятием «ненадлежащее использование» необходимо понимать эксплуатацию участка с грубыми нарушениями юридических норм. К факторам неправильного использования относят:

    • ненадлежащий способ эксплуатации земельного надела (например, на участке, который отдается под сельхозназначение, возводится жилой дом);
    • нерациональная эксплуатация участка;
    • неиспользование земли в течение как минимум трех лет (например, земля была получена под ИЖС, но строительство жилого дома так и не было начато).

    Во всех таких случаях у государства есть право осуществлять принудительное изъятие земельного участка.

    Порядок изъятия

    Для проведения изъятия земли требуется соответствующее решение. Его принимают органы государственной власти на муниципальном или местном уровне. Кроме решения, порядок изъятия включает:

    • установление точного места расположения надела, уточнение его типа и кадастровых данных;
    • определение сроков и причин изъятия;
    • установление собственника земли (читайте: как оформить земельный участок в собственность), а также оснований, которые дают ему право использовать эту территорию;
    • извещение правообладателя о будущем принудительном изъятии исполнительным органом;
    • установления перечня прав, приобретаемых определенным человеком.

    Если же собственник земли считает решение органа управления несправедливым, он имеет право обжаловать его в судебном порядке.

    Изъятие ЗУ в порядке реквизиции

    Согласно ст. 235 ГК РФ в некоторых случаях государству разрешено изымать землю с дальнейшей выплатой компенсации. Такой вид изъятия называют реквизицией. Государство может реквизировать землю в случаях острой необходимости и в интересах общества.


    Что такое реквизиция

    Реквизицией земельного надела называют отчуждение участка, за который власти выплачивают компенсацию.

    К отличиям реквизиции и конфискации относят:

    • возмездный и временный характер;
    • используется только в особых ситуациях – авариях, эпидемиях, стихиях и т. д.

    В порядке реквизиции отчуждение надела производится для защиты населения от угроз, которые возникли в связи с бедствием. После изъятия собственнику территории выдают документ, в котором объясняется понятие процедуры реквизиции, а также условия и содержание этого процесса.

    Возмещение стоимости или предоставление аналогичного участка

    После реквизиции владельцу надела предлагается 2 варианта дальнейшего развития событий:

    • ему возвращают участок и выплачивают денежную компенсацию за ущерб, причиненный лишением земли;
    • собственнику выдают новый участок по причине невозможности эксплуатации старого надела, ему также могут предложить компенсацию в размере рыночной цены надела.

    Если владелец земли считает, что реквизиция его участка была проведена незаконно, он может требовать возврата надела в судебном порядке.

    Конфискация земельного участка

    В соответствии со ст. 50 ЗК РФ конфискацией называют принудительное лишение земельного ресурса на основании судебного решения. Вышеуказанный Кодекс в ст. 49 определяет случаи, когда власти могут конфисковать землю:

    • нецелевое использование надела;
    • земля требуется для соблюдения международных обязательств государства;
    • санкция за преступление (Уголовный кодекс позволяет проводить изъятие у физических лиц, достигших 16-летнего возраста);
    • неиспользуемый надел;
    • через этот надел планируется строительство автомобильной дороги;
    • на земле планируется строительство объектов снабжения;
    • на территории уже расположены или будут находиться объекты, связанные с обороной страны.

    Первый этап конфискации – это судебный процесс, где проходит рассмотрение дела об отчуждении земли. В случае положительного решения оформляется постановление об изъятии земли. Его выносят за 2 месяца до предполагаемой даты отчуждения. В документе указывают:

    • основание отчуждения;
    • данные собственника земельного надела;
    • общую площадь участка, его номер ( узнайте: что дает кадастровый номер участка) и цену по кадастру.

    Если в постановлении отсутствует хотя бы один из пунктов, то собственник имеет все шансы восстановить свои права на землепользование.

    Если конфискация земли осуществляется для реализации государственных нужд, ее владелец может рассчитывать на выкуп надела на общих основаниях по кадастровой цене. После изъятия земли любые права на использование, продажу, аренду и наследование прекращаются.

    Судебная практика

    Как показывает судебная практика, власти довольно часто нарушают процедуру изъятия участков земли. Как результат, суд не удовлетворяет их иски об изъятии земли в принудительном порядке.

    Обычно нарушения чиновников касаются:

    • неправильной процедуры принятия решения о лишении;
    • уведомления владельца земли о лишении в будущем;
    • неправильной оценки цены надела;
    • заключения соглашения о лишении;
    • регистрации новых прав собственности.

    Рассмотрим один пример из судебной практики. 21 июля 2021 г. компания «В1» взяла в аренду несколько участков земли на 10 лет. На них были возведены постройки. В 2021 г. власти столицы отдали распоряжение забрать участки компании «В1» в государственных целях. Департаменту земельных ресурсов приказали разорвать договор аренды и прекратить права арендатора на эти наделы. Кроме того, компании обещали выплатить компенсацию. 05 февраля 2021 г. было зарегистрировано распоряжение об изъятии, а арендаторам отправлено соответствующее уведомление.

    По причине невозможности прийти к согласию Департамент земельных ресурсов подал иск на компанию о принудительном изъятии земли. Но судьи задумались о возможности применения норм относительно изъятия участков для нужд государства к арендованным наделам. Процедура изъятия земли в таких случаях регулируется ст. 49, 55, 57 и ЗК РФ и ст. 279–283 ГК РФ. А принудительное лишение прав владения арендованными землями основывается на пп. 5 п. 2 ст. 46 ЗК РФ, где сказано, что разорвать договор аренды можно по желанию арендодателя. Суды первых инстанций удовлетворили иск истца.

    А вот в Постановлении Президиума ВАС РФ № 2379/11 от 26 июля 2021 г. решения предыдущих инстанций были отменены. Дело отправили на доследование. Президиум отметил, что нормы об изымании земли для нужд государства касаются также арендованной земли. В таком случае власти должны выкупать надел, а также недвижимость, которая была построена на нем.

    Если собственник земельного надела сумеет доказать нарушение в работе властей, то он может добиться:

    • восстановления положения, которое имело силу до нарушения прав;
    • отмены акта, принятого органами власти;
    • компенсации за понесенный убыток.

    Если же государственный орган выполнил всю процедуру изъятия поэтапно, суд вынесет решение в его пользу.

    Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

    Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями.

    Согласно действующему земельному законодательству существует несколько видов изъятия земельных участков у собственников: конфискация на безвозмездной основе, реквизиция (временное изъятие), изъятие для государственных и муниципальных нужд, изъятие из-за нецелевого использования участка. Все эти вопросы регулируются нормами земельного и гражданского права.

    С какой целью государство может изъять землю

    Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями. Согласно главе VII.1 Земельного кодекса РФ:

    • для выполнения обязательств по международному праву;
    • для реализации природных ресурсов, находящихся на земельном участке (освоения недр);
    • для создания природной охранной зоны, если такое предусмотрено на конкретном участке;
    • при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, если такое решение было обосновано и документально подтверждено экспертами;
    • для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или государственного значения;
    • по иным основаниям, которые предусмотрены в федеральных законах.

    В любом из случаев, независимо от цели изъятия, собственнику земельного участка должны быть предоставлены соответствующие документы, подтверждающие необходимость изъятия у него его собственности. В противном случае вместо изъятия будет иметь место факт незаконного завладения чужым имуществом, что переходит под юрисдикцию уже норм уголовного права.

    Обоснование принятия решения по изъятию земли

    Земельные участки, подлежащие изъятию, могут быть как уже существующими на местности, так и еще только образующимися, то есть законодательно не исключается вариант, когда у будущего собственника землю просто «уводят из-под носа», поскольку участок попадает под действие главы VII.1 Земельного кодекса РФ.

    Обосновываются принятые решения соответствующими документами, в частности:

    • решением о создании, расширении или улучшении природоохранных зон, если изымается участок для этих целей;
    • международным договором;
    • решением об обнаружении аварийности дома;
    • соответствующей лицензией на право пользования недрами и природными ресурсами;
    • документами, подтверждающими необходимость реконструкции или создания объектов государственного значения;
    • иными документами, предусмотренными в федеральных законах.

    Таким образом, у представителей местных органов власти на руках обязательно должны быть документы, которые подтверждают как необходимость, так и право на изъятие частного земельного участка, независимо от того, в каком виде находится последний, что на нем располагается. Кроме случаев, когда земля была использована не по назначению (здесь в силу вступает статья 50 Земельного кодекса РФ «Конфискация»).

    Как на практике происходит изъятие земли

    Просто так никто забрать у собственника его участок не может. Именно поэтому законодательно было прописано, что земельные участки, подлежащие изъятию для государственных и муниципальных нужд, изымаются только по решению следующих компетентных и уполномоченных органов:

    • исполнительной власти, которых представляют уполномоченные федеральные служащие (если участок изымается именно для нужд федерации);
    • исполнительной власти конкретных субъектов федерации, если участок подлежит изъятию для региональных нужд;
    • местного самоуправления (самый распространенный случай в практике), когда участок подлежит изъятию для реализации нужд местного значения.

    Примечательно, что статья 279 Гражданского кодекса РФ, которая, по мнению многих юристов и правозащитников, допускает и такой факт, как принудительное изъятие земельного участка в том случае, если собственник этого земельного участка категорически не согласен с составленным соглашением и вынесенным решением органов местного самоуправления.

    При этом в соглашении прописывается размер и срок возмещения материального ущерба при потере участка.

    Если собственник не согласен с таким соглашением и не подписал его, то представитель уполномоченных органов решают вопрос в судебном порядке, где уже суд решает, насколько соразмерны затраты собственника и предлагаемая компенсация. Оспорить принятое решение можно в судах вышей юрисдикции.

    Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, допустимое российским законодательством

    Российское законодательство, несмотря на свое несовершенство, некоторые аспекты земельного права регулирует достаточно четко. И механизм изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд прописан понятно и доступно:

    1. Определенные организации, перечень которых установлен земельным законодательством, и представители органов власти имеют право составить ходатайство, которое подается на рассмотрение представителям органов местного самоуправления. В ходатайстве прописываются нужды, для которых изымается участок, его местоположение, собственник, проект межевания территории или схема расположения будущих объектов. Подано ходатайство может быть как в отношении одного участка, так и нескольких сразу. При этом про каждый земельный участок должно быть прописано отдельно.

    2. Представители местных органов самоуправления после рассмотрения ходатайства выносят решение о согласии или несогласии с изъятием земельного участка, после чего копия такого решения предоставляется непосредственно собственнику рассматриваемого земельного участка. Последний вправе согласиться или выразить свое несогласие с вынесенным решением, особенно, если компенсации прописанные в решении его не устраивают.

    3. В случаях если собственника устраивают условия изъятия земельного участка, он добровольно подписывает соглашение, после чего все права на земельный участок переходят муниципалитету или той организации, которая подала ходатайство. Если же собственник имеет возражения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании вынесенного решения недействительным и неправомерным.

    Несмотря на то, что Гражданским кодексом РФ предусмотрено принудительное изъятие земельного участка, в случаях несогласия собственника, практика показывает, что возникает законодательная коллизия: нормы гражданского права противоречат нормам Конституции РФ, по которой у гражданина есть право на принцип равной защиты всех форм его собственности. Именно поэтому мировые суды и суды высших инстанций обычно ратуют за то, чтобы было достигнуто обоюдное соглашение сторон на изъятие земельного участка, где каждая из сторон остается удовлетворенной принятым решением.

    Допускается изъятие земли у одного субъекта РФ в пользу другого субъекта, если это предусмотрено соответствующими документами о территориальном планировании, составленными по всем законодательным нормам.

    Как защитить свои права на землю

    В случаях если происходит изъятие земельного участка в принудительном порядке, собственнику необходимо обратиться в суд с иском о том, что его конституционные права нарушаются, его лишают права собственности на недвижимое имущество на несправедливых условиях.

    В заявлении указываются все обстоятельства дела, прикладываются копии вынесенных решений, обоснования того, что решение несправедливое и неправомерное. Чтобы правильно все организовать и доказать в ходе судебных прений свою правоту, собственнику будет не лишним нанять для этого хорошего юриста или адвоката.

    В 70 случаях из 100 суд становится на сторону собственника, предлагая ему такие условия, которые законодательно удовлетворяют обе стороны процесса.

    Однако в случаях, когда собственник требуется от органов власти сверх того, что ему причитается (умышленно увеличивает сумму компенсации, например), суд встает на сторону органов власти, удовлетворяя иск собственника частично. Чаще всего для оценки адекватной стоимости компенсации берется кадастровая стоимость земельного участка.

    Запрет на изъятие земельного участка

    Несмотря на то, что в земельном законодательство четко прописано, какие именно земли и для каких нужд могут быть изъяты, существует ряд условий, согласно которым участки изъяты быть не могут. В частности, речь идет о федеральных бюджетных учреждениях, которые находятся на землях природоохранных зон и которые осуществляют охрану природы на данных территориях.

    Изъять у них земельный участок для других государственных и муниципальных нужд не предоставляется возможным, поскольку земля уже используются с одной из целей, прописанных в Земельном кодексе России.

    Коротко о процедуре

    Собственнику может грозить изъятие земельного участка для муниципальных нужд в разных ситуациях. Чтобы не стать жертвой правомерного лишения прав на землю, необходимо знать все тонкости данной процедуры. В представленной статье будет подробно рассмотрено, когда возможно подобное аннулирование прав частного лица на надел, в каком порядке это происходит, и чем грозит владельцу.

    Земельные наделы изымаются из частной собственности в тех случаях, когда на месте их расположения планируется создание объектов для государственных нужд. Например, если местные власти собираются строить новую дорогу или расширять инфраструктуру, а земельный участок находится на территории, где запланированы работы, то производится его отчуждение в пользу государства.

    Процедура изъятия земельного участка для государственных муниципальных нужд состоит из 2 этапов:

    1. Предварительного согласования месторасположения будущего объекта.
    2. Непосредственного изъятия надела.

    На первом этапе участие собственника обязательно. Если он будет не согласен с действиями властей, он вправе обжаловать их в судебном порядке. Поэтому уведомление собственника является обязательным условием для начала процедуры изъятия. Непосредственное изъятие земли производится на основании соответствующего решения местных административных органов.

    Какие могут быть основания для изъятия земельного участка

    Основания для аннулирования права частной собственности регламентируются Земельным кодексом РФ. В согласии со ст.49 настоящего закона, это:

    1. Исполнение международных соглашений РФ;
    2. Возведение либо капитальный ремонт объектов, имеющих федеральное, региональное либо местное значения (при условии, что отсутствуют иные возможности их создания/реконструкции). К таковым относятся объекты:
      • энергетических систем (региональный и федеральный уровень);
      • атомной энергии;
      • обороны и безопасности страны, имеющие стратегическое значение;
      • связанные с космической деятельностью;
      • энерго-/газо-/теплоснабжения;
      • автомобильные дороги федерального, регионального, местного значения.
    3. Другие основания, которые регулируются соответствующими федеральными законами.

    Данным законом устанавливается, что аннулирование частной собственности возможно только в том случае, когда иных способов решения вопроса не существует.

    Уполномоченные органы принимают подобное решение по собственной инициативе либо по ходатайству организаций. Перечень последних устанавливается Правительством РФ.

    Сроки изъятия земли

    Необходимым условием начала процедуры изъятия земли является уведомление владельца о планируемых действиях. Раньше он должен был быть поставлен в известность не позже чем за год до изъятия. Однако новые поправки в ЗК РФ сократили этот срок до 90 дней, что существенно уменьшает возможности собственника оспорить планируемое аннулирование его прав на земельный надел.

    Время действия принятого решения муниципалитета об изъятии — 3 года. Если процедура не начата в течение этого времени, то вынесенное решение теряет свою юридическую силу.

    Процесс изъятия земельного надела в пользу государства является достаточно длительным, на его завершение потребуется не менее 6 месяцев.

    Процедура изъятия участка

    Процедура аннулирования частной собственности на конкретный земельный надел состоит из 6 этапов.

    1. Подготовка оснований и условий для начала процесса изъятия. Сюда входит разработка документации по распланировке территории, создание проектов планируемых объектов. Все создаваемые документы должны рассматриваться и утверждаться уполномоченным органом, на что также требуется определённое время.
    2. Подготовка и подача ходатайства муниципальному органу об изъятии надела от лица заинтересованной организации, либо разработка соответствующего решения, когда инициатором процедуры выступает государство.
    3. Выявление собственников объектов изъятия (земли и возведённых на ней построек). Данный этап является новым в законодательстве и призван установить предполагаемых правообладателей, от которых нужно получить согласие на изъятие. Определённые сложности могут возникнуть с участками, полученными в бессрочное пользование или собственность до 2021 года. До этого периода регистрация права осуществлялась в неполной мере, из-за чего достаточно сложно сейчас найти требуемую информацию.

    Для получения требуемых сведений запрашивается информация из архивов и муниципалитета, осуществляется публикация на сайте органов местной власти, в СМИ. Юридическое либо физическое лицо, получившее запрос об установлении правообладания на указанный участок, обязано подтвердить свои права в течение 5 дней с момента получения уведомления.

    На данный этап отводится 2 месяца. Если с момента публичного опубликования информации о планируемом изъятии пройдет 60 дней, а сведения о владельцах не поступят в уполномоченный орган, он обращается в суд для признания данного надела невостребованным. В результате, земля признаётся собственностью государства, субъекта РФ либо муниципалитета. Если владельцы объявятся после завершения процедуры аннулирования права, они могут требовать возмещения из бюджета. Но для этого им придётся доказать своё право на надел и объяснить причину отсутствия своевременной подачи сведений о своём правообладании.

    1. Подписание решения об отчуждении органами местного самоуправления. Владелец земли должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с даты подписания резолюции. Также в этот период на официальном сайте муниципалитета публикуется информация о принятии документа, а владельцу направляется его копия заказной корреспонденцией (по адресу изымаемой земли). Уведомление считается произведённым с момента принятия соответствующей корреспонденции либо её возврата отправителю. Если почтовый адрес собственника неизвестен, он считается поставленным в известность с даты публикации информации на сайте. Решение об отчуждении может быть обжаловано 3 года с момента его подписания.
    2. Подготовка и подписание договора об изъятии. Для создания этого документа проводятся кадастровые и оценочные мероприятия с целью уточнения границ надела и определения его рыночной стоимости, а также осуществляются согласование порядка процедуры с владельцем.

    В тексте подготовленного документа должна быть указана следующая информация:

    • кадастровый номер;
    • цель отчуждения;
    • реквизиты решения;
    • вид права на объект соглашения;
    • период их передачи;
    • объём компенсации и способ её выплаты (возможно предоставление другого надела с аналогичными характеристиками);
    • указание сервитутов (если они сохраняются).

    Получив свой экземпляр соглашения, собственник может его сразу подписать или уведомить муниципальные власти об отказе или желании внести изменения в условия (в письменной форме с указанием оснований).

    Если владелец участка не подписал соглашение в течение 3 месяцев с даты его получения или не уведомил об отказе, орган, подписавший решение об отчуждении может обратиться в судебные инстанции с иском о принудительном аннулировании права на данный надел.

    1. Прекращение прав на землю и их передача государству. Результатом подписания договора об отчуждении либо вступления в законную силу судебного решения о принудительном аннулировании права на данный надел, является:
      • передача права владения;
      • ликвидация права пользования либо наследуемого владения наделом;
      • досрочного аннулирования договора аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании землей;
      • прекращения права хозяйственного ведения либо оперативного управления наделом;
      • возникновения права собственности на вновь образованные наделы в результате перераспределения земли;
      • государственной регистрации правовых изменений (возникновения/перехода/прекращения права собственности);
      • сноса построек, возведённых на изъятой земле.

    Если договор предусматривает возмещение за изъятие, перечисленные последствия наступают только после его полной выплаты.

    Документальное оформление изъятия

    Документооборот всей процедуры изъятия земли включает в себя:

    • документацию по территориальной планировке;
    • проекты по будущим постройкам;
    • решение об изъятии;
    • договор о переходе права собственности.

    Также сюда входят документы, подтверждающие факт поиска владельца, его уведомления, исковые заявления и судебные решения (в случае обращения в суд).

    Какие полагаются компенсации: что входит, а что не входит в возмещение

    Особенности расчёта компенсации за изъятие земельного участка регулируются ст. 56.8 ЗК РФ. Размер выплаты определяется на основании рыночной стоимости изъятого надела, которая определяется профессиональными оценщиками. Оплата их услуг производится организацией или государственным органом, ходатайствующим об аннулировании права частной собственности.

    При расчёте размера возмещения учитывается:

    1. Рыночная стоимость, если надел находится в собственности либо рыночная стоимость иных прав (в случае бессрочного владения или пользования). При этом:
      • если прекращается право бессрочного пользования юридического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды на максимальный срок (если он не установлен, то на 45 лет);
      • если прекращается право бессрочного пользования физического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости надела;
      • если производится досрочное прекращение аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды земли до завершения сроков, закреплённых в соглашении.
    2. Рыночная стоимость построек, возведённых на участке и принадлежащих владельцу на правах собственности и иных правах.
    3. Убытки, возникающие вследствие аннулирования права собственности. Сюда также входят убытки, связанные с невозможностью выполнения своих обязательств перед третьими лицами (при наличии подтверждающих договоров). В последнем случае владелец должен представить оценщику документальное подтверждение факта возникновения убытков и их размера.
    4. Упущенная выгода.

    При определении размера компенсации не учитываются:

    • постройки и неотделимые улучшения, которые были возведены (сделаны) без соответствующего разрешения от муниципалитета;
    • неотделимые улучшения надела и расположенных на нём построек, сделанные после получения уведомления о планируемом изъятии;
    • постройки, возведённые после получения уведомления об изъятии (за исключением случаев, когда разрешение на строительство было выдано ранее);
    • постройки, создание которых не требует получения специального разрешения и возведённые после уведомления о планируемом аннулировании права на землю;
    • любые сделки, которые владелец заключил после получения информации об изъятии.

    Если изымается только часть надела, то размер компенсации уменьшается пропорционально размеру оставшейся владельцу земли.

    При оценке учитывается рыночная стоимость, установленная до принятия решения об изъятии. Связано это с тем, что информация об аннулировании прав на землю существенно снижает стоимость земли. Размер компенсации устанавливается не позднее, чем за 2 месяца до оформления соглашения о переходе прав и направления его владельцу.

    Понятие резервирования земель муниципальными службами

    Данный термин является относительно новым для российского законодательства. Основные положения процедуры, а также его порядок регламентируется:

    • ст. 56.1 и 70.1 ЗК РФ;
    • Постановлением Правительства РФ №561 от 22.07.2008.

    Резервирование, как правило, осуществляется для последующего изъятия земельного надела. Таким образом, эти две процедуры являются этапами одного процесса, направленного на изменение права на землю и её целевого значения. При этом следует учитывать, что законодатель не устанавливает необходимость резервирования перед изъятием надела. Поэтому оно может быть осуществлено на законных основаниях без предварительного резервирования.

    Участок считается зарезервированным при наличии следующих условий:

    • соответствующее решение принято уполномоченным органом власти;
    • создана и утверждена схема надела;
    • проведена государственная регистрация ограничения права на данный участок в ЕГРП.

    Установление ограничений прав на зарезервированный надел касается не только владельцев, но и пользователей, и арендаторов. Под ограничением прав понимается:

    • запрет на любое строительство, даже если оно соответствует целевому назначению надела;
    • запрет на оросительные, мелиоративные и осушительные мероприятия, создание любых обводненных объектов (искусственных прудов, озёр и пр.).

    Кроме того, срок аренды/сервитута не должен превышать срок резервирования, а приватизация участков данной категории запрещена после установления ограничения. Использование зарезервированного надела в иных целях допускается до момента его изъятия.

    Законом также установлены максимальные сроки резервирования участков:

    • 3 года для случаев, когда право собственности переходит государству или муниципалитету на общих основаниях;
    • 2 года для наделов, которые изымаются с целью создания особой экономической зоны;
    • 20 лет для участков, находящихся в собственности государства, цели изъятия которых не связаны с возведением или реконструкцией автомобильных дорог регионального и федерального значения.

    Таким образом, процедура резервирования и последующего изъятия земельных участков — это длительный процесс, связанный с подготовкой большого количества документов и рядом юридических тонкостей.

    Частная собственность граждан по умолчанию неприкосновенна. Однако существует ряд условий, когда муниципалитету может понадобиться ваш участок земли, и орган власти изымет его в свою пользу с выплатой компенсации собственнику.

    Условия и процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд определены законами РФ. Собственнику важно знать свои права и получить максимум выгоды от этой операции. Расскажем, что пишет закон и дадим полезные советы.

    Что такое изъятие земельного участка для муниципальных нужд

    Процедура конфискации земли — закрепленный законодательством процесс принудительного изъятия надела через выкуп для государственных или муниципальных нужд.

    Он состоит из четырех стадий:

    1. Принятие решения об изъятии земли у владельца.
    2. Уведомление владельца о государственном решении.
    3. Выявление условий и порядка отчуждения и перечисления средств за выкуп территории.
    4. Внесение оплаты за участок, которая равна сумме выкупа и дополнительной компенсации.

    Примечание. Конфискация земельного участка для муниципальных нужд обязательно предусматривает компенсацию. Стоит отличать ее от конфискации из-за использования участка не по целевому назначению, в этом случае компенсации не будет.

    О чем должен знать каждый человек, у которого изымают земельный участок

    Процесс изъятия земли и находящегося на ней имущества достаточно болезненно переносится правообладателем. Стоит вспомнить многочисленные споры, возникшие на фоне строительства олимпийских объектов в Сочи или застройки в рамках проведения Чемпионата мира по футболу.

    Право изъятия земельного объекта закреплено не только за органами власти, но и за юридическими лицами — в случае одобрения соответствующего ходатайства.

    Подать заявление на изъятие земли для государственных и муниципальных нужд по ходатайству вправе компании из списка, составленного правительством РФ (статья номер 56.4 ЗК РФ). В этот перечень входят естественные монополии, компании-недропользователи, а также организации, осуществляющие деятельность в рамках международных договоров Российской Федерации.

    Это интересно. Так, «Газпрому» может понадобится тот или иной участок для исполнения госпрограммы газификации.

    Основные положения, связанные с изъятием земельных объектов для государственных нужд, закреплены в Гражданском кодексе РФ и Земельном кодексе РФ.

    В Земельном кодексе РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ ст. 49 прописаны основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

    • выполнение международных договоров РФ;
    • строительство и реконструкция объектов государственного, регионального или местного значения;
    • иные основания, предусмотренные федеральными законами.

    Изъятие участков в муниципальных целях вправе осуществляться только при соблюдении условия равноценного возмещения рыночной стоимости земельной территории по решению судебной инстанции. Таким образом, выкуп — основополагающее условие для принудительной конфискации у собственника.

    Плата подразумевает компенсацию не только рыночной стоимости земли, она также покрывает дополнительные расходы собственника и финансовое возмещение убытков, причиненных государством.

    Справка. Порядок и условия возмещения,а также размер понесенных дополнительных расходов стороны согласовывают обоюдно.

    Каков порядок изъятия и сроки

    Сроки, размер возмещения и другие условия изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением о реквизировании земельного объекта и расположенных на нем объектов недвижимости. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

    Если правообладатель изымаемого объекта не заключал соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением о проведении процедуры, допускается принудительная конфискация в муниципальных целях.

    Принудительное изъятие проводится по решению суда. Иск о принудительном реквизировании предъявляется в суд в течение срока действия решения об изъятии участка. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения 90 дней со дня получения правообладателем земли проекта соглашения об изъятии.

    Нельзя реквизировать земельные территории до тех пор, пока не будет соответствующего разрешения на проведение такой процедуры. Подобное разрешение принимается органами местного или муниципального управления.

    Затем не позднее 10 дней с момента подписания решения об изъятии орган власти обязан опубликовать это решение на своем официальном сайте и в порядке, установленном для официального опубликования в том или ином муниципалитете. Это может быть официальный бюллетень или средства массовой информации. Также не позднее 10 дней копия документа направляется собственнику земли.

    Внимание! Решение действует в течение трех лет и может быть оспорено в суде.

    Также владельцу предоставляется проект соглашения о выкупе, где описываются все условия, включая цену.  Размер выплаты основывается на рыночной стоимости земли, рассчитывается она профессиональными оценщиками. В цену выкупа включаются: стоимость земли и недвижимости, расположенной на этом участке, а также убытки, связанные с упущенной выгодой, расходами на переезд.

    На изучение предложения собственнику дается три месяца. В это время он может подписать соглашение, предложить свои условия сделки или сообщить муниципалитету об отказе.

    Если же договориться мирным путем не удастся, вопрос об изъятии и сумме выкупа будет принято в судебном порядке.

    Соглашение об изъятии недвижимости

    Согласно Земельному кодексу РФ ст. 56.9. соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд содержит:

    1. Наименования лиц – сторон соглашения о конфискации объекта недвижимости.
    2. Кадастровые номера земельных территорий и расположенных на них объектов недвижимости, подлежащих реквизированию.
    3. Цель процедуры изъятия.
    4. Реквизиты решения.
    5. Права на земельные участки (при наличии и на расположенные объекты).
    6. Срок передачи земельных участков, который не превышает шести месяцев со дня прекращения прав прежнего правообладателя изымаемой недвижимости.
    7. Размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости.
    8. Указание на сооружения, отчуждение которых не осуществляется.
    9. Указание на сервитуты, установленные в отношении земельного участка, подлежащего изъятию.
    10. Технические условия и сроки осуществления реконструкции инженерных сооружений в случае их переноса.

    Подобное соглашение заключается с каждым правообладателем земельного участка. При наличии согласия лиц, у которых изымаются территории, в соглашении об изъятии предусматривается предоставление им земельных участков взамен отчуждаемых.

    Компенсация за изъятие земли

    Принудительное отчуждение имущества производится только при условии предварительного и равноценного возмещения.

    На материальное возмещение при изъятии претендуют не только собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, бессрочного пользования или пожизненного владения. Компенсация выплачивается за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

    Выкупная цена изымаемого участка выявляется, исходя из результатов проведенной оценки. Сумма компенсации становится известной не позднее, чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии.

    В размер возмещения входят:

    • рыночная стоимость земельной территории или рыночная стоимость иных прав на участок, подлежащих прекращению в связи с отчуждением;
    • убытки, причиненные правообладателю или убытки в связи с невозможностью исполнения владельцем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды);
    • упущенная выгода. Если на подлежащих отчуждению участках расположен многоквартирный комплекс, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

    Примечание. Нередко собственник не согласен со стоимостью объекта, которую установил уполномоченный орган по результатам проверки. В таком случае суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

    Заключение

    Порядок изъятия земельных объектов определяется Земельным и Гражданским кодексами РФ. Кроме государства, претендовать на участок могут ряд компаний, в первую очередь государственные монополии. Основанием для изъятия чаще всего выступает необходимость строительства и реконструкции объектов государственного, регионального или местного значения или выполнение международных договоров РФ.

    Обязательное условие изъятия — компенсация стоимости отчуждаемого участка и расходов, которые собственник понес в связи с процедурой. Компенсация покрывает все убытки субъектов правоотношений.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: