Порядок подачи заявления на выдачу градостроительного плана земельного участка

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитете, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги). Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. В электронной форме посредством:
    • официального сайта Комитета в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» (www.kgainfo.spb.ru), в том числе посредством электронной почты (адрес электронной почты: [email protected]);
    • федерального Портала (www.gosuslugi.ru);
    • Портала (www.gu.spb.ru).
  3. При подаче жалобы через Портал заполнение заявления о рассмотрении жалобы производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА. Возможность подать жалобу посредством Портала обеспечивается для заявителей, которыми ранее были поданы электронные заявления о предоставлении государственных услуг (услуг организаций).Жалоба на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подается руководителю МФЦ; жалоба на решения и действия (бездействие) МФЦ подается учредителю МФЦ.

    Жалоба на работника подведомственного Комитету учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Комитету учреждением (организацией) рассматривается Комитетом, в ведении которого находится соответствующее учреждение (организация).

    При подаче жалобы в электронной форме документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

  4. Жалоба может быть подана заявителем через МФЦ. При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалобы на решения и действия (бездействие) председателя Комитета подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в абзаце втором настоящего пункта, дается информация о действиях, осуществляемых Комитетом, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.

В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в абзаце втором настоящего пункта, даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрения жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (адрес: Смольный, Санкт‑Петербург, 191060, телефон: 576‑48‑66), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Градостроительный план земельного участка содержит в себе данные как о самой земле и ее границах, так и о расположенных здесь ОКСах, подземных и надземных коммуникациях. В нем указывают как уже существующие, так и запланированные объекты. Документ выполняет разные задачи, но одна из основных – обоснование строительства, минимизация финансовых или технических рисков. Правила получения и согласования регламентирует ст. 57.3 ГрК.

Раньше он относился к документам по планированию территории. Сейчас – это информационный документ.

Что можно узнать из градостроительного плана

ГПЗУ заполняют по определенной форме. По сути, информация, которая включена в план, определяет важную для застройщика информацию:

  • Каким образом разрешено использовать участок.
  • Какую максимальную площадь и этажность могут иметь здания.
  • Какой процент земли допустимо отвести под застройку.

Информация, которая содержится в этом плане, помогает не только разработать проект будущего ОКС. На основе данных застройщик может оценить рентабельность проекта.

Несмотря на то, что градостроительный план больше не относится к планировочной документации, его нельзя получить, если участок не зарегистрирован.

Когда нужен ГПЗУ

В первую очередь получать и согласовывать ГПЗУ нужно застройщику. Без этого документа невозможно построить практически ни один объект. Исключение составляют жилые и садовые дома, на которые распространяется уведомительный порядок строительства, но это не исключает что ГПЗУ не понадобится, каждый случай индивидуален. Для всех других объектов ГПЗУ используют на всех этапах:

  • Разработка проекта. Закон прямо определяет, что ГПЗУ – это документ, информация из которого используется при проектировании ОКСов.
  • Получение разрешения на строительство. Для строительства в уведомительном порядке больше не требуется ГПЗУ, но если проектируемый ОКС нельзя построить без разрешения, без градостроительного плана собрать разрешительную документацию не получится.
  • Ввод объекта в эксплуатацию. Без этой процедуры ОКС невозможно поставить на кадастр, зарегистрировать на него права. Во время проверки комиссия использует данные из проекта, в который входит градостроительный план.

Важно! После введения уведомительного порядка, получать ГПЗУ на жилой дом не нужно. Но только в том случае, если планируемый объект соответствует установленным нормам. Если хотите узнать не попадает ли ваш дом в охранные зоны, какое у вас пятно застройки и где должен размещаться объект капитального строительства. Не получая ГПЗУ, есть вероятность того при получения уведомления можете получить отказ, на предмет того что участок попадает в охранную зону и тд. Получив заранее ГПЗУ, можете узнать данные нюансы заранее. 

Также получение и согласование ГПЗУ нужно и в то случае, если планируются работы, способные изменить границы. План может быть подготовлен как отдельный документ. Также он обязательно входит в проект межевания территории.

Согласование

Подготовить и утвердить градостроительный план должна местная администрация. Обычно этим занимается департамент архитектуры. Процедура проста и ее можно пройти самостоятельно. Риск такого решения заключается в том, что вместо готового утвержденного документа можно получить отказ.

Компания «Геомер групп» поможет вам получить и согласовать ГПЗУ. Записаться на консультацию можно по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21.

Важно! Если ранее вы уже получали градостроительный план, проходить заново процедуру его согласования не нужно, если срок действия документа еще не вышел. Ранее срок действия не определялся. С 2021 года он составляет три года. Информация считается актуальной на момент получения документа.

Допустим, вы ранее согласовали ГПЗУ и срок его действия еще не вышел. Но за это время территория изменилась, например, на ней были построены ОКС. Информация в плане с этого момента неактуальна. Но несмотря на это, не обязательно получать и согласовывать новый. Достаточно внести изменения в существующий.

Исправления вносят и в том случае, если были выявлены ошибки в уже согласованном плане. Перед согласованием ГПЗУ нужно учесть и еще один нюанс. Допустим, на территории уже запланировано строительство здания или сооружения. Их расположение может повлиять на другие спроектированные объекты. В этом случае также может возникнуть необходимость внести изменения в план.

Регламент внесения изменений в ГПЗУ утвержден в действующих правилах и распоряжениях местных властей. Правила внесения дополнений могут отличаться для разных регионов. В большинстве случаев актуальность информации в градостроительном плане муниципалитет проверяет ежегодно. Если есть расхождения между текущей ситуацией и информацией в документе, в него вносят изменения.

Если вы получили ГПЗУ больше 3 лет назад, пользоваться сведениями из него нельзя. В этом случае нужен новый документ. Здесь нужно учесть и еще один нюанс. За 3-летний срок могли произойти изменения в правилах застройки. В таком случае есть риск, что согласовать ГПЗУ не получится, потому что планируемый объект не будет им соответствовать.

Подача заявления

Основанием для подготовки и утверждения ГПЗУ служит заявление. Обратиться с таким заявлением может правообладатель участка, независимо от юридического статуса. Это может быть собственник, арендатор, человек с правом пожизненного наследственного владения.

Заявлением можно подать через МФЦ. Специалист многофункционального центра примет его и назовет вам дату, когда вы сможете забрать готовый документ. В Мосархитектуру подать документы можно в электронном виде.

Важно! Частные лица могут подать заявление в Мосархитектуру в бумажном и электронном вариантах. ИП и юридические лица – в электронном. В регионах это требование может отличаться.

Заявление на ГПЗУ заполняют по утвержденной форме. Бланк вы сможете взять прямо в МФЦ. К заявлению нужно приложить документы. В регионах список документов может отличаться. Поэтому мы рекомендуем уточнить его до того, как вы обратитесь в администрацию с заявлением. Если вы собрали и предоставили не все документы, это может быть основанием для того, чтобы вернуть ваше заявление без рассмотрения.

Для обращения в Мосархитектуру вам потребуется:

  • Паспорт заявителя (и доверенность, если заявление подает не правообладатель, а третье лицо).
  • Выписка из ЕГРН.
  • Копии соглашений с коммунальными службами.

Копии документов не входят в обязательный перечень документации. Но если они у вас есть, лучше предоставить копии.

Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам дополнительно нужно предоставить выписку из реестра (ЕГРИП или ЕГРЮЛ соответственно).

Предоставлять топосъемку для получения и согласования ГПЗУ не требуется. Но, как показывает практика, этот документ может входить в перечень. Рекомендуем заранее узнать, какие документы вам потребуются. Если ваши интересы предоставляют специалисты компании «Геомер групп», вам не придется заниматься сбором документов. Наши специалисты пройдут все этапы процедуры с вашим минимальным участием. С нами вы сможете сэкономить свое время и уменьшить риск получить отказ в согласовании ГПЗУ.

В электронном виде можно подать заявление на сайте «Мосархитектуры»:

  • Сначала нужно зарегистрировать личный кабинет на сайте. Сделать это можно самостоятельно. Если возникают сложности с регистрации, получить помощь можно в многофункциональном центре.
  • После регистрации нужно заполнить форму заявления. Вы можете выбрать в каком виде хотите получить готовый согласованный документ. К заявлению в электронном виде прилагается пакет документов.
  • Следить за ходом вашей заявки можно в личном кабинете на сайте.
  • Когда план будет готов и согласован, вы получите его в том формате, который указывали в заявлении (бумажный или электронный).

Действия местной администрации

Заполненное заявление из МФЦ передают в департамент архитектуры администрации. После этого специалисты департамента должны получить технические условия на подключение к различным инженерным коммуникациям.

Этот этап занимает 7 дней. Срок установлен законом. В заявлении на ГПЗУ собственник обычно указывает цель получения документа. Но это не является обязательным условием. Мы рекомендуем по возможности указывать этот пункт. Дело в том, что если данных нет, специалисты департамента архитектуры сделают запрос на технические условия исходя из максимально возможной нагрузки. Эта информация содержится в правилах землепользования.

Все работы, необходимые для подготовки ГПЗУ, должны быть закончены в 20-дневный срок с момента подачи заявления.

Информация для подготовки ГПЗУ

При подготовке ГПЗУ специалисты отдела архитектуры используют разные источники информации:

  • Проекты межевания и планировки территории.
  • Градостроительные нормативы.
  • Данные о земельных участках и объектах капитального строительства из ЕГРН.

Иногда используют временные регламенты, которые действуют на текущий момент. Для некоторых территорий могут отсутствовать и они и, в этом случае единственный документ, которым руководствуются специалисты Департамента архитектуры – правила застройки и землепользования.

Градостроительная комиссия

Подготовленный ГПЗУ рассматривает градостроительная комиссия. Здесь может возникнуть еще одна сложность. Она тоже связана с тем, что в отношении территории не было разработано проектов планировки.

Когда все земельные участки, расположенные на территории, были размежеваны, проект планировки можно считать формальностью. Сложнее, когда участки формировали в ходе процедуры согласования расположения. Один из минусов этой процедуры – при ее проведении никак не учитывались перспективы дальнейшего использования этой территории.

Утверждение документа

До 1 июля 2021 года процедура получения и согласования ГПЗУ требовала обязательного утверждения этого документа. Утверждался план распоряжением департамента архитектуры. Так как после изменений в законе градостроительный план стал информационным документом, теперь его не нужно утверждать. После подготовки план просто регистрируют.

Выдача документа

На подготовку и согласование ГПЗУ органам местной власти закон отводит 20 дней. По истечении этого срока вы получите готовый документ. Получить его можно разными способами:

  • В бумажном варианте через МФЦ. Вы приходите за согласованным планом в тот же многофункциональный центр, где подавали заявление.
  • В бумажном варианте по почте. Этот способ также можно выбрать во время подачи заявления. Подходит в том случае, если вам нужен документ в бумажном формате, но нет возможности забрать его.
  • В электронном виде. Такой документ, заверенный ЭЦП, будет отправлен на электронную почту, которую вы указываете в заявлении.

В том случае, если ваши интересы представляют наши специалисты, вы получите согласованный документ в нашем офисе.

Когда могут отказать

Несмотря на то, что процедура подготовки и согласования ГПЗУ после 2021 года упростилась, закон определяет основания для отказа. Они указаны в ст. 57.3 ГрК:

  • Заявитель не имел права обращаться за градостроительным планом. Подать заявление может или правообладатель, или его доверенное лицо. Когда интересы собственника представляет третье лицо, на него должна быть оформлена доверенность. Если это требование закона не соблюдено, органы местной власти откажут в подготовке и согласовании ГПЗУ.
  • Правила землепользования не допускают строительство, если нет проекта планировки территории. ГПЗУ – информационный документ. При его подготовке используют разную информацию, среди которой – документы по планировке и развитию территории. Местная администрация может устанавливать ограничения на застройку тех земель, для которых не разработаны такие проекты.

Чтобы избежать возможного отказа, рекомендуем обращаться за помощью в согласовании ГПЗУ к специалистам. Когда вы проходите процедуру самостоятельно, вы сможете сэкономить, так как за сам план платить не нужно. Но риск отказа очень велик. Например, в некоторых регионах может отличаться пакет документов. Неполная документация будет для местных властей законным основанием для отказа.

С помощью специалистов «Геомер групп» вы сэкономите свое время. Мы не можем обещать срочное согласование плана, так как этот срок регламентирует закон. Наши специалисты контролируют прохождение всех этапов процедуры. Поэтому риск ее затягивания или получения отказа минимален.

Чтобы записаться на бесплатную консультацию нашего эксперта, звоните по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21.

В настоящее время для осуществления застройки запланированного участка необходимо составление такого документа, как ГПЗУ. «Что это такое?» — спросите вы. Подробный ответ на этот вопрос будет изложен в данном тексте.

ГПЗУ — что это такое?

Расшифровывается этот термин как градостроительный план земельного участка. Он является одним из важнейших документов, необходимых для сооружения какого-либо объекта. Его роль немаловажная. ГПЗУ в строительстве принадлежит к исходно-разрешительным материалам. В нем прописывается назначение сооружения, количество этажей и другие необходимые параметры. Оформление ГПЗУ происходит как отдельным документом, так и в виде составной части проекта территориального межевания.

Для чего нужно составление данного плана?

Форма ГПЗУ была установлена правительством РФ. В ней определяются требования, необходимые для застройки и эксплуатации земельной территории. Это является немаловажным. По сути, в ГПЗУ застройщику объясняется, как разрешено использовать земельный участок, какие максимальные параметры его застройки существуют. Последнее касается высоты сооружения и процентного соотношения используемости территории.

Инвесторам-застройщикам этот документ понадобится в следующих случаях:

1. Для сдачи проектной документации на экспертизу.

2. Для разрешения на строительство и на введение в эксплуатацию объекта.

Получение ГПЗУ предполагает сбор необходимого пакета документов. Их перечень можно найти на сайте Москомархитектуры, а также в данной статье.

Правовая база

В ее основе следующие документы:

  1. 5 Глава о планировке территории Градостроительного кодекса РФ.
  2. Статьи 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  3. Постановление правительства РФ № 840 от 29 декабря 2021 г. «О форме ГПЗУ».
  4. Инструкция № 93 от 11.08.2006 года (утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации) о порядке заполнения формы данного документа.

Назначение ГПЗУ

Об этом можно прочитать в статьях 41 и 44 ГрК РФ. Изучив их, можно понять, что данный документ нужен для четкого определения участка, где будет происходить строительство. Это является немаловажным. ГПЗУ применяется как к уже застроенным территориям, так и к тем участкам, на которых только планируется сооружение объектов. Это полностью соответствует информации, вынесенной в 10-ю часть статьи 38 закона «О государственном кадастре недвижимости».

Содержание ГПЗУ

В российском законодательстве четко определено, какие сведения указываются в данном документе. Это 8 основных пунктов:

  • Границы земельного участка.
  • Зоны действий публичных сервитутов.
  • Определение отступов от границ земельной территории, в пределах которых еще разрешено строительство.
  • Сведения о градостроительном регламенте. Если используемая территория попадает под его действие. При этом в ГПЗУ указываются виды разрешенных применений данного участка. За исключением муниципального или государственного его использования.
  • Если градостроительный регламент на участок не распространяется или не установлен, то нужно предоставить информацию о разрешении эксплуатации участка, его назначении и о параметрах объекта, который планируется возводить.
  • Информация о наличии на используемой территории объектов культурного наследия или капитального строительства.
  • Границы, в пределах которых будут размещены сооружения, предназначенные для муниципальных или государственных нужд.
  • Технические условия для подключения объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Также в данном материале может быть информация о том, возможно ли разделение указанной в нем земельной территории на несколько участков.

Важность документа

Получение ГПЗУ нужно для следующих действий:

  • Определение возможности реализации планируемого проекта на данном участке.
  • Получение разрешения на строительство.
  • Согласование и подготовка проектной документации.
  • Получение разрешения для ввода построенного объекта в эксплуатацию.

Вышеперечисленное подчеркивает важность данного документа. Выдача ГПЗУ осуществляется только после согласования и получения градостроительного заключения от органов правительства города. Это довольно значимое условие. Все это необходимо для оформления ГПЗУ. Москва исключением не является. В данном случае вам понадобятся те же материалы от органов правительства столицы.

ГПЗУ как отдельный документ

Об этом уже было сказано выше. ГПЗУ можно оформить и отдельно от проекта межевания территории. Для этого нужно подать в орган местного самоуправления заявление.

ГПЗУ должны выдать в течение 30 дней. Именно такой строк отводится органу, чтобы подготовить и утвердить градостроительный план. Потом данный документ предоставляют заявителю. Никакой платы за это не взимается.

Важные критерии

Рассмотрев ГрК РФ, а именно те его части, что касаются указанного документа, можно прийти к таким выводам:

  • Любое физическое или юридическое лицо может попросить составить ГПЗУ. Что это значит? Здесь указывается на то, что совсем не обязательно должен быть застройщик, который имеет право что-то сооружать на земельном участке. Обратиться с такой просьбой может любое заинтересованное дееспособное лицо. Разница заключается в том, что получение ГПЗУ для человека, который не имеет никакого отношения к земельной территории, – исключительно удовлетворение его собственного любопытства. Это будет пустая трата времени. Ведь получить разрешение на застройку или введение сооруженного объекта в эксплуатацию может только законный хозяин участка.
  • Для осуществления выдачи ГПЗУ соответствующий орган не должен выполнять целый ряд действий, необходимых при проектах планировки территории. Потому что в тех случаях нужно обеспечить принятие решения о подготовке материалов, опубликовать и разместить на сайте (если он есть), представить заказ на разработку, провести слушания по данному факту. А после этого следует обнародовать уже утвержденные материалы.
  • Орган местного самоуправления не может требовать от человека какие-либо другие документы для ГПЗУ, кроме паспорта для физического лица и свидетельства о постановке на налоговый учет и госрегистрации – для юридического лица. Это немаловажно знать. Для получения ГПЗУ образец его вам также абсолютно не нужен. Вообще, действия муниципальных органов во всем этом очень ограничены. Ведь они могут только установить порядок подготовки документов для планировки территории, которая разрабатывалась в соответствии с решениями местного самоуправления. Это подразумевает наличие исключительно организационной регламентации действий муниципальных органов, которая может уточняться в зависимости от конкретной соответствующей процедуры подготовки, изложенной в ГрК РФ.
  • ГПЗУ должен быть готов в течение тридцатидневного срока со дня подачи заявления. Это является предельным сроком. При этом нет никакой установленной формы заявления, которое нужно подавать при желании получить данный документ.
  • Приятно то, что выдача ГПЗУ абсолютно бесплатна.
  • Последний вывод не совсем очевиден, но при анализе соответствующих данных из ГрК Рф становится понятно, что в упрощенном порядке возможна подготовка ГПЗУ только для участка, который находится на государственном кадастровом учете. Значит, данная территория, скорее всего, имеет и своего правообладателя, которым может выступать как собственник, так и арендатор. Но это совсем не означает, что данный документ не могут выдать лицу, которое не является законным правообладателем конкретной земельной территории.

Перечень документов, которые необходимы для получения ГПЗУ

К заявлению о выдаче данного материала прилагаются следующие документы:

  1. Паспорт (копия). Для физических лиц.
  2. При необходимости копия доверенности.
  3. Кадастровый план определенной территории.
  4. Копия правоустанавливающего документа на участок земли и объект капитального строительства (при наличии такового).
  5. Топографическая съемка территории с имеющимися коммуникациями (М 1:1000, М 1:500). Срок исполнения при этом не больше одного года.
  6. Технические паспорта объектов капитального строительства на земельном участке (при их наличии).
  7. Материалы, указывающие на технические условия возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства.
  8. Выписка из госреестра объектов культурного наследия, а также заключение соответствующего органа, который уполномочен на их охрану (при необходимости).

На основании чего прекращается срок действия ГПЗУ?

Это происходит в следующих случаях:

  • Отказ от права собственности на земельную территорию.
  • Прекращение разрешения на пользование недрами.
  • Осуществление принудительного прекращения права на собственность и иных полномочий на определенную территорию. В том числе проведение изъятий земельных участков для муниципальных или государственных нужд.
  • Расторжение договоров аренды и других соглашений, на основании которых у юридических и физических лиц появились права на определенные участки земли.

Трудности, связанные с ГПЗУ

Как требует соответствующее законодательство, сведения, которые необходимы для заполнения разделов данного документа, должны быть установлены правилами застройки и землепользования, проектом межевания либо материалами планировки территории. Если же все они отсутствуют, то данные критерии утверждаются временными регламентами. Так вот, для Москвы до сих пор нет особых правил застройки и землепользования. Касательно документов планирования территории и проектов межевания — только 30 % городской территории обеспечено ими. Однако при этом временные регламенты также отсутствуют. А это значит, что подготовка и заполнение ГПЗУ происходит в соответствии с одним лишь проектом правил застройки и землепользования. Таким образом, параметры использования определенного участка, что касаются высоты и плотности, очень легко изменить, уменьшив их. Это происходит на основании решения рабочих групп Градостроительной земельной комиссии Москвы. Таким образом, изменение ГПЗУ является довольно-таки несложным процессом.

На примере Москвы рассмотрим одну трудность. Она заключается в том, что в 2021 году в действие вступил Генеральный план данного города. В соответствии с ним 70 % столичной территории попадает в зоны развития — реорганизации. Это ведет к тому, что получению ГПЗУ на эти участки должна предшествовать разработка документов по их необходимой планировке. Почти вся оставшаяся территория города попала в зону стабилизации, а это в основном сохраняемые жилые сооружения. В соответствии с ГрК РФ, правила землепользования разрабатываются для того, чтобы соблюсти и обеспечить права и интересы правообладателей участков и объектов под капитальное строительство. Это должно обеспечиваться путем предоставления им выбора по использованию определенной территории самым эффективным способом. Но, как показывает практика, когда ГПЗУ рассматривается на заседаниях рабочих групп градостроительной земельной комиссии, мало кто может полностью реализовать свои намерения и законные права касательно сооружения объектов недвижимости.

Совет

Но из чего можно судить, что необходимая территория полностью сформирована и все права на нее зарегистрированы? В соответствии с ГрК РФ, для установления границ участка разрабатываются конкретные проекты межевания и планировки. Это является необходимым действием. Но если границы уже есть, что может быть при формировании и кадастровом учете, то документы по планировке территории подготавливать уже не нужно. Ведь очень важное правило при межевании – его незыблемость. Поэтому для таких земельных территорий проект по планировке участков, скорее, выступает формальностью. Ведь данные границы все равно не изменятся. Минусом является то, что большинство этих участков были сформированы при помощи процедуры согласования их места расположения, изъяны которой всем хорошо известны. Это значит, что при этом перспективы развития и использования территории, а также ее ограничения не учитывались. Вообще, почитав специализированную литературу, можно прийти к такому выводу, что ГПЗУ был по ошибке отнесен к материалам, необходимым для планировки территории. Это объективный факт. Ведь подготовка ГПЗУ и разработка документов по планировке не имеют ничего общего.

Итог

Сейчас с трудом можно найти людей, которые досконально разбираются во всех тонкостях градостроительного законодательства. Однако для обеспечения качественного сопровождения согласования необходимого ГПЗУ на заседаниях рабочих групп соответствующей земельной комиссии с целью получения максимально удобного указанного документа необходимо обратиться за помощью к профессионалам в данной сфере. Это будет оптимальным вариантом. В результате чего с легкостью разрешится вопрос: «ГПЗУ — что это и как его оформить?»

Жители Московской области перед строительством или ремонтом домов, бань, гаражей на личном участке должны оформить градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Эта процедура обязательная, осуществляется бесплатно. Как получить ГПЗУ, какие документы для этого понадобятся и когда ждать результатов, читайте в материале портала mosreg.ru.

Читайте, как оформить градостроительный план земельного участка в 2021 году: ограничения, документы и причины отказа>>

Источник:
Главное управление государственного строительного надзора Московской области

Градостроительный план земельного участка требуется при возведении или реконструкции на территории участка любых объектов (бани, теплицы, сарая, гаража и т.д.), кроме строительства линейных объектов (линий электропередачи, линий связи, линейно-кабельных сооружений, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и др.).

ГПЗУ содержит сведения о месте нахождения будущего или имеющегося объекта, расстоянии от него до соседних объектов, проложенных сетях или их наличии и др.

Для того чтобы оформить ГПЗУ, жителям Московской области необходимо подать соответствующее заявление. Сделать это они могут онлайн через портал государственных и муниципальных услуг.

Кто может подать заявление

Источник:
РИАМО

Подать заявление на получение ГПЗУ может гражданин или юридическое лицо, имеющие на территории Московской области участок. Он вправе это сделать на правах собственности, аренды, наследования или безвозмездного пользования.

Получить услугу также может представитель собственника. В этом случае доверенное лицо должно представить документ, удостоверяющий свои полномочия.

МФЦ Подмосковья: виды услуг для граждан и предпринимателей>>

Как получить услугу

Источник:
©,
пресс-служба заместителя председателя правительства Московской области Дмитрия Пестова

Оформить заявление на портале госуслуг могут только зарегистрированные пользователи. Поэтому для начала необходимо пройти процедуру авторизации. После успешной регистрации вам будет предоставлен список всех доступных услуг, среди которых «Подготовка градостроительных планов земельных участков для строительства или реконструкции объектов».

Чтобы заполнить заявление, необходимо указать личные сведения (ФИО, СНИЛС, адрес проживания), контактную информацию, ваш статус (юридическое или физическое лицо), адрес выдачи результатов услуги, а также приложить следующие документы:

• документ, удостоверяющий личность заявителя;

• копию из документов территориального планирования и градостроительного зонирования;

• утвержденную документацию по планировке территории (проект планировки, проект межевания);

• топографическую съемку участка земли, на которой должны быть отмечены наземные, надземные и подземные коммуникации;

• документ, удостоверяющий полномочия представителя (доверенность). Должно быть указано ФИО лица, выдавшего доверенность; ФИО лица, уполномоченного по доверенности; паспортные данные; объем полномочий представителя, включающий право на подпись и подачу заявления о предоставлении услуги; дата выдачи доверенности; подпись лица, выдавшего доверенность;

• выписку (сведения) из Единого государственного реестра юридических лиц (при обращении юридических лиц) или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (при обращении индивидуальных предпринимателей);

• выписку из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН);

• технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

На адрес электронной почты придет уведомление о регистрации заявления, как правило, на это требуется один рабочий день. В письме укажут дату проведения процедуры.

Причины для отказа

Источник:
Фотобанк Московской области

Отказать в предоставлении услуги могут в следующих случаях:

• если гражданин подал нечитаемые документы;

• если поданы документы, утратившие силу;

• отсутствие у заявителя документа, удостоверяющего личность и пр.

Где получить результат

Источник:
Фотобанк Московской области,
Роман Варцев

Максимальный срок оформления градостроительного плана в регионе составляет 20 рабочих дней. Результат направляется в личный кабинет заявителя на портале госуслуг в виде электронного документа за подписью уполномоченного лица.

Также узнать результат можно в любом МФЦ Московской области при указании соответствующего способа в заявлении. При себе необходимо иметь оригиналы документов, удостоверяющих личность и полномочия лица, получающего градостроительный план.

Надежда Осодоева

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: